На главную Психология для всех Психосоматика Модель психофизиологических расстройств
Модель психофизиологических расстройств
Психология для всех - Психосоматика

Булгакова О.С.
СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», Санкт-Петербург
Моделью формирования психосоматозов можно считать следующий алгоритм развития событий.
1. информация из окружающей среды является сильно травмирующей для организма.
2. изменить ситуацию не представляется возможным, дистресс становится длительным.
3. механизмы адаптационной защиты начинают работать в напряжении.

4. Формируется альтернативная («травматическая») доминанта, имеющая демонстрационно-защитные функции. Вероятно, в коре головного мозга формируется альтернативная («травматическая») доминанта, имеющая демонстрационно-защитные функции, которая показывает нарушение работы организма через определенный клинический комплекс проявлений на творческом, социальном, поведенческом, психологическом, а в более тяжелом случае – соматическом уровне (2007).
5. Формируются «защиты», которые изменяют (искажают) сложившуюся реальность. По нашему мнению формирование защит происходит на всех уровнях организации личности (физиологическом, психофизиологическом, психологическом, поведенческом, социальном и творческом). Всеми признаками известных психологических защит характеризуются и защиты других уровней организации. Все они несут необъективную информацию. сначала личность считывает объективную информацию, но подстраивает (искажает) ее под свое субъективное видение событий окружающей среды. а потом проецирует ответ в ту же окружающую среду. одно можно утверждать совершенно определенно – формирование «защит» является адаптационным, жизнесберегающим признаком. началом формирования «защит» является необходимость выживания в изменяющемся окружающем мире, когда информационная травматизация способна привести к гибели организма (личности) или в смягченном случае нанести ей урон – физический, психофизиологический, психологический, поведенческий, социальный или творческого самовыражения. человек в этом случае меняется качественно.
6. стрессовый фактор не исчезает, напряжение механизмов адаптации возрастает. Формируется альтернативная психофизиологическая система, искажающая объективную информацию, делая ее более щадящей. Это жестко иерархичная, доминирующая, непостоянная во времени, с индивидуальными параметрами устойчивости психолого-физиологическая структура. ее создание обусловливается индивидуальными психическими характеристиками, особенностью физиологической системной организации, и результатом деятельности которой является дисфункция органа-мишени (2010).
7. Формируется «гомеостазис нездоровья», он обратим, его показатели не выходят за пределы референтных интервалов – это присущая любому больному организму, при любой тяжести его патологии, постоянная внутренняя среда, поддерживающая жизнь организма в оптимальном для него действующем режиме, зачастую за счет минимизации или прекращении работы отдельных, как ему кажется на данный момент времени, не жизненно важных функций (2009). отличием «гомеостазиса нездоровья» от гомеостазиса здорового организма в том, что первый подпорогово и надпорогово патологически лабилен, а второй – подпорогово стабилен, а надпорогово лабилен (2012).
8. При невыходе организма из неблагоприятных условий формируется психосоматическая патология. ее можно представить их как растянутый во времени, постоянно подкрепляющийся стрессами различного характера, следовой постстрессорный эффект, который сопровождается формированием в центральной нервной системе травмирующей адаптационной доминанты, свидетельствующей о состоянии неудовлетворительной адаптации (2006).
По результатам наших исследований (более 700 пациентов с психосоматической патологией) можно отметить следующую специфичность этой формы постстрессорных расстройств:
1. Время протекания стадий вышеуказанного алгоритма индивидуально.
2. необходима грамотная диагностика для того, что бы выявить стадию пострессорного поражения и начать эффективно лечить.
3. одним из определяющих факторов успешной коррекции является вера пациента в выбранного специалиста.
4. объективным диагностическим признаком психосоматической патологии наряду с выраженной клинической картиной являются показатели психологических, социальных тестов, тестов на креативность, а так же клинических анализов. Эти показатели должны не выходить за рамки референтного интервала, и быть стабильными в своем повышении или понижении от цифр среднего арифметического показателя параметра при двухкратном измерении в течение 3-х недель с момента обращения к специалисту.
5. В первые три сеанса с пациентом, страдающим психосоматическим расстройством, должно наступить его личностное качественное изменение, это является показателем функционального неблагополучия. При соматической патологии – такое не наблюдается.
6. В период проведения коррекционных процедур могут резко меняться поведение и психологическое состояние пациента.
7. на момент коррекции функциональных нарушений возможно возникновение «мигрирующей клинической картины», при которой симптомы болезни резко меняются.
8. При излечении психосоматической патологии возможен такой феномен как формирование социальной и психической зависимостей к специалисту со стороны пациента.

Таким образом, большая распространенность данной формы заболевания: с различными соматическими клиническими картинами, психологическими проблемами и социально-поведенческими отклонениями от общепринятой нормы, является проблемой общества в целом, и новые подходы к пониманию модели формирования психофизиологических расстройств являются актуальными.
Источник: Сборник научных статей
Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, декабрь, 2015 г. – Вып. XV. / Под общей редакцией акад. Ран мазурова В.и. – сПб.: изд-во «альта астра» – 2015. – 158 с. (Программа «Психосоматическая медицина»)

 

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.