Методика "Незаконченные предложения"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(авторский вариант SaksSidney1 в модификации  Заеко Т.А.)

Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.
Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д.
Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney.
Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок.

Описание методики
Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу.
В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:

  • отношение к матери;
  • отношение к отцу;
  • отношение к семье;
  • отношение к сексуальной жизни (предложения "Супружеская жизнь кажется мне…", "Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…").

Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе.
Процедура проведения методики
Методика может проводиться в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: "Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл, используя следующую шкалу оценок:
"+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
"+1" — положительное отношение;
"0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
"-1" — отрицательное отношение;
"-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

  1. Семья – это…
  2. Мой муж (жена)…
  3. Романтическая любовь – это…
  4. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
  5. Я считаю, что главенство в семье должно принадлежать…
  6. В моей семье я…
  7. Я могу доверить своему мужу (жене)…
  8. Важнее всего в семейной жизни…
  9. Когда я был ребенком моя семья…
  10. Конфликт в семье – это…
  11. Как правило, мы с мужем (женой) отдыхаем…
  12. Я…
  13. Моя мать…
  14. В семье жена имеет право…
  15. Мы с мужем (женой)…
  16. Я люблю своего мужа (свою жену), но…
  17. Развод – это…
  18. Думаю, что мой отец редко…
  19. Мне не нравится в себе то, что я…
  20. Я бы хотела, чтобы мой ребенок…
  21. Я сержусь, когда мой муж (жена)…
  22. Любить – значит…
  23. Моя семья обращается со мной как с…
  24. Я считаю, что ответственность за семью…
  25. В обязанности жены входит…
  26. Супружеская жизнь кажется мне…
  27. В свободное время я люблю…
  28. Дети – это…
  29. Считаю, что большинство матерей…
  30. Будь я на месте своих родителей, я бы…
  31. В обязанности мужа входит…
  32. Если бы мой отец только захотел…
  33. Обычно развод происходит, когда…
  34. В семейной жизни романтическая любовь…
  35. Моей семьей руководит…
  36. Я хотел(а) бы…
  37. Я мог (могла) бы поругать своего ребенка за…
  38. Большинство известных мне семей…
  39. В моей семье меня устраивает…
  40. Я считаю, что добрачные половые отношения…
  41. Он (она) сердится, когда я…
  42. Я ценю своего мужа (свою жену) за то, что…
  43. В свободное время мой муж (моя жена) любит…
  44. В моей родительской семье главенство принадлежало…
  45. Своему мужу (своей жене) я бы не простила (простил)…
  46. Я люблю свою мать, но…
  47. Я бы хотел(а), чтобы моя семья обращалась со мной…
  48. Думаю, что мой отец…
  49. В семье муж имеет право на…
  50. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
  51. В моей семье мне не нравится…
  52. Главный в семье должен…
  53. Чаще всего в моей семье разногласия возникают по поводу…
  54. С моей точки зрения, идеальный муж- это…
  55. Я мог(ла) бы похвалить своего ребенка за…
  56. С моей точки зрения идеальная жена – это…
  57. Сейчас я думаю, что моя родительская семья…
  58. Моя мать и я…
  59. Мне бы хотелось, чтобы в свободное время…
  60. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
  61. Я думаю, что сексуальные отношения в нашей семье…
  62. Моя семья дает мне возможность…
  63. Когда семья распадается…
  64. Эмоциональные отношения в моей семье…

"Ключ":

п/п

Группы предложений

№ утверждений

1.

Отношение к семье

1, 8,  38,  50

2.

Мы – семья (отношение к собственной семье)

 

7, 15, 39, 51

3.

Положение личности в структуре семьи

 

6, 23, 47, 62

4.

Отношение к партнеру

2, 16, 42, 54*

5.

Отношение к себе

12, 19, 36, 56*

6.

Отношение к детям

20, 28, 37, 55

7.

Отношение к любви романтического типа

 

3,  22, 34, 64

8.

Отношение к сексу

4,  26, 40, 61

9.

Отношение к разводу

17, 33, 45, 63

10.

Отношение к конфликтам

10, 21, 41, 53

11.

Главенство и ответственность в семье

5,  24, 35, 52

12.

Права и обязанности супругов

14, 25, 31, 49

13.

Отношение к отдыху, досугу

11, 27, 43, 59

14.

Отношение к родительской семье

9,  30, 44, 57

15.

Отношение к матери

13, 29, 46, 58

16.

Отношение к отцу

18, 32, 48, 60

Примечание: 54* и 56*- вариант распределения предложений по группам при выполнении задания супругой. При выполнении задания мужем, предложения 54* и 56* распределяются следующим образом: предложение 54* будет входить в 5-ую группу предложений (отношение к себе), а 56*-ое предложение будет входить в 4-ую группу предложений (отношение к партнеру).

Обработка и интерпретация данных
После того, как испытуемые выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент-анализа и количественный анализ. Качественный анализ проводится отдельно по каждой тематической группе предложений. При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:
1. Нейтральное, оцениваемое как "0";
2. Положительное, оцениваемое как "+";
3. Отрицательное, оцениваемое как "-".
Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации (см. инструкцию). Например, начало предложения следующее:
"По сравнению с большинством других семей, моя семья..."
Варианты завершения:
1. "плохая", "недружная", "несчастливая", "распалась" - "-2"
2. "не очень хорошая", "нервная",  "менее дружная" - "-1"
3. "не хуже и не лучше", "такая же" - "0".
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер.
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.

 

Объявления

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.