На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Введение в психологию. История развития психологических знаний
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Комментарии
Все страницы

1.Введение в психологию. История развития психологических знаний

1.1 Основные этапы развития психологических знаний

Этап, период и время

Предмет науки

Методы исследования

Основное содержание этапа

Донаучный.
С VII–VI вв. до н. э. до посл. четверти XVI в.

Античности. VII-VI до н. э. – V в. н. э.

Предметом психологических представлений и знаний является душа

Мифы,    наблюдение,     методы философии,  математики  и  др. наук

Развитие представлений о душе в терминах наивного материализма и идеалистических концепций

Средневековья. V в. н. э. – начало XIV

Изучение     священного    писания и других религиозных книг

Создание религиозно-богословской концепции души как божественного предназначения и предопределения человеческого существования

Возрождения. Начало XIV – посл. четверть XVI в.

Социальное   наблюдение,  методы    философии, интроспекция

Возвращение к античным представлениям о сущности человека

Философский.
Посл. четверть XVI в. –
первая половина XIX в.

Предметом научного знания выступает сознание

Философский анализ,    индукция,    дедукция, логика,     интроспекция

Психологические знания развиваются в терминах и концепциях философии. Возникает и становится ведущей теория ассо-цианизма

Экспериментальный.
Первая половина XIX в. -вторая половина XX в.

Предметом психологии как науки является поведение

Естественно-научные методы, психологический эксперимент, психоанализ, интроспекция

Психология становится наукой. Появляются собственный предмет, методы, школы и направления

Современный.
Вторая половина XX в. по настоящее время

Предмет психологии   определяется как закономерности возникновения, становления и развития психики

Методы   психодиагностики, системный подход, новые   экспериментальные  методики и т. д.

В психологии появляется понятие личности. Возникают различные направления и отрасли психологии. Психология проникает во все сферы жизни и деятельности общества

1.2. Развитие психологических знаний в Античности

Суждения о свойствах души были направлены на понимание ее происхождения и изучение того, как она регулирует активность человека и как он познает мир, а также отношения души и тела

развитие знаний

1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье

Душа, ее происхождение, отношения души и тела, механизмы влияния на человека рассматриваются в русле богословской концепции

Августин Аврелий
Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Индивидуальная воля зависит от божественной, управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Иоанн Скот Эриугена
Доказывал, что знание, добытое человеком, – наука – является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Ибн Сина (Авиценна)
Выдвинул теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.

Фома Аквинский
Стремился примирить богословие с наукой. Переделал теорию двух истин и считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

1.4. Философский этап в развитии психологии

Содержание данного этапа обусловлено тем, что психологические знания развивались в контексте философских теорий и концепций.

Вклад философов в развитие психологических знаний

Рене Декарт
Открыл и ввел в научный оборот понятие «рефлекс»; обосновал понятие «сознание» (дуализм Декарта)

Готфрид Лейбниц
Выдвинул идею о бессознательной психике, выделяя в психике сознательный и бессознательный уровни.

Томас Гоббс
Обосновал эмпиризм в теории познания. Идеи – суть, результат опыта человека.

Джон Локк
Разработал эмпиризм как теорию; предложил идею рефлексии; ввел понятие ассоциаций в теории познания

1.5 Научные предпосылки возникновения психологии как науки

развитие знаний2

1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии

Содержание этапа характеризуется следующим:
– сформировался предмет психологии как науки, и появились собственные методы его исследования;
– ведущим направлением в исследовании психики человека становится изучение его поведения при помощи эксперимента;
– появляются собственные психологические школы и направления

развитие знаний3

1.7. Современный этап в развитии психологии

Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности.
Содержание этапа характеризуется:
– превращением психологии в многоотраслевую науку и практику;
– появлением новых научных школ и направлений;
– усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность)
Основные тенденции развития психологии на современном этапе
Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ.
(гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки)
Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач)
Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук)

1.8. Периодизация развития отечественной психологии

Этапы и периоды
развития отечественной
психологии

Содержание этапов и периодов

Вклад ученых
в развитие отечественной
психологии

Дореволюционный этап развития российской психологии

Характеризуется:    1)    наличием
двух концепций:
– естественно научной,
– религиозно-философской;
2) созданием научной концепции
поведения

– «опытная          психология» (П. Юркевич, В. Соловьев); –    создание    «науки    о    поведении»    (И.    М.    Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский)

Советский этап развития психологии

 

Характеризуется    бурным    развитием   психологии   на   основе естественнонаучного        подхода (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология   К.   Н.   Корнилова, культурно-историческая    теория Л. С. Выготского, теория установки Д. Н. Узнадзе и т. д). Ведутся исследования в сфере инженерной,   организационной,   возрастной психологии и т. д.

– рефлексология (В. М. Бехтерев);
– культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); – теория установки (Д. Н. Узнадзе);
– «психология труда», «индустриальная        психотехника» (А.   К.   Гастев,   П.   М.   Керженцев,     Г.     И.     Челпанов, И. Н. Шпильрейн и т. д.)

 

Развитие психологии затормозилось в связи с административным давлением и войной

– изучение факторов, влияющих на развитие личности (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и т. д.)

 

Происходит восстановление психологической науки. Разрабатывается теория личности, теория деятельности и т. д. Расширяется влияние психологической науки на различные сферы социальной деятельности человека. Развивается прикладная психология

– теория личности (А. Н. Леонтьев,   С.   Л.   Рубинштейн, К. К. Платонов); – теория               деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
– возрастная           психология (Д. Б. Эльконин); – педагогическая    психология (П. Я. Гальперин)

Современный       этап развития   российской психологии

Содержание  современного  этапа характеризуют   следующие   тенденции:
–   осмысление   новых   социально-психологических    феноменов (конфликты,  коммуникация,  этнопсихология и т.д); – развитие практической психологии как самостоятельного направления;
– прогнозирование      перспектив психофизиологического развития человека

 

 

1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку
Сеченов Иван Михайлович
Открытия, сделанные им в физиологии и психологии, стали научной основой объективной теории поведения
Павлов Иван Петрович
Логически завершил рефлекторную теорию, дополнив ее теорией высшей нервной деятельности.
Создал учение о второй сигнальной системе
Ухтомский Алексей Алексеевич
Осуществил обоснование принципа доминанты как нового учения о работе мозга
Бехтерев Владимир Михайлович
Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию, разработал естественнонаучную теорию поведения
Лазурский Александр Федорович
Предложил концепцию личности, учитывающую биологический, психический и социальный аспекты ее формирования и развития
Выготский Лев Семенович
Создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций, обосновал закономерности развития ребенка
Лурия Александр Романович
Основоположник отечественной нейропсихологии. Продолжал развитие культурно-исторической концепции. Создал отечественную нейропсихологическую школу
Мясищев Владимир Николаевич
Разработал концепцию личности, ядро которой составляет система отношений человека к себе и миру в результате отражения реальности и взаимодействия со средой
Леонтьев Алексей Николаевич
Теоретически разработал и экспериментально обосновал деятельностный подход в психологии
Рубинштейн Сергей Леонидович
Разработал принцип единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Разработал и обосновал теорию установки, раскрыл виды установок, их свойства, условия возникновения
Платонов Константин Константинович
Предложил концепцию функциональной структуры личности, интегрирующей в себе ее процессуально-иерархические подструктуры
Ананьев Борис Герасимович
Предложил и обосновал идею создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке
Эльконин Даниил Борисович
Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности»
Гальперин Петр Яковлевич
Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий



 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.