На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности выбора варианта жизни в юношеском возрасте с учетом половой принадлежности
Особенности выбора варианта жизни в юношеском возрасте с учетом половой принадлежности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А.Г.Шишева
Педагогический институт Иркутского государственного университета,
г. Иркутск, Россия
Abstract. The article is devoted to the study of social-psychological mechanisms of inclusion of the individual in living option in adolescence. Presents a comparative analysis of election the actual lives of young men and women. The results of the study make a scientific contribution to the development of the concept C. N. Druzhinina about the cases of a person's life.
Keywords: option life personality, actual living option.

Одним из перспективных направлений научного изучения жизненного самоопределения в юношеском возрасте представляется исследование выбора вариантов жизни людьми разного пола. Концепция вариантов жизни была предложена В.Н. Дружининым. Согласно гипотезе ученого, существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Под вариантом жизни понимается «целостная психологическая характеристика индивидуального бытия, определяемая типом отношения человека к жизни» [1, с.12]. В.Н. Дружинин описал восемь наиболее типичных для современного общества вариантов жизни: «жизнь как предисловие» (жизнь начинается завтра), «жизнь по правилам», «жизнь как творчество», «жизнь есть сон», «жизнь против жизни», «жизнь как достижение», «экзистенциальный конструктор» (жизнь как предмет творчества), «жизнь как трата времени». Каждый из вариантов специфичен по содержанию и отражает систему психологических качеств, свойств личности, выражающих отношение человека к жизни, к себе, к другим людям, к деятельности, смыслу жизни и т.д. [1].
Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант или же вариант жизни может быть ему навязан социальной средой. Включение личности в вариант жизни происходит в «точке бифуркации», жизненной неопределенности и необходимости осуществления жизненного выбора. К «бифуркационным» периодам в первую очередь относится подростковый и юношеский возраст.
Психологические характеристики, относимые к каждому из вариантов жизни, связаны в мировоззренческие системы. Присвоение, характерных для определенного варианта жизни концепций и психологических качеств, и превращает человека в типичного представителя этого варианта. В силу того, что социальные ожидания в отношении социальной адаптации и жиздедеятельности мужчин и женщин несколько различны, на уровне гипотезы мы предполагаем существование особенностей в выборе вариантов жизни у юношей и девушек.
Для изучения вариантов жизни использовалась разработанная нами диагностическая методика «Актуальный вариант жизни» [3]. Кратко поясним, что «актуальный вариант жизни» определяется как отношение к жизни, способам адаптации и самореализации в ней во временной перспективе и ретроспективе. И в «актуальном варианте жизни» в качестве структурных его компонентов мы выделяем «реальный», «идеальный» и «отвергаемый» варианты жизни [2]. «Реальный» вариант жизни отражает отношение к жизни, результатам адаптации и самореализации в настоящее время, в актуально проживаемом моменте жизни. Оно конкретизируется в представлениях о смысле жизни, целях деятельности, в отношении к собственной личности, к сложившимся способам взаимодействия с другими людьми и пр. «Идеальный» вариант жизни отражает желаемое отношение к жизни и варианты самореализации в прогнозируемом будущем. Тем самым «идеальный» вариант жизни определяет перспективные направления развития личности. Представление о вариантах самореализации в будущем может выступать в качестве детерминанты, регулирующей поведение личности в настоящем. «Отвергаемый» вариант жизни определяет сформированные на основе прошлого опыта представления о нежелательных и недопустимых способах самореализации, как в настоящем, так и в будущем [2].
Далее рассмотрим отличия в выборе актуального варианта жизни с учетом половой принадлежности испытуемых. В исследовании приняли участие 43 юноши и 41 девушка в возрасте от 18 до 22 лет.
Описывая свое отношение к жизни в настоящий момент, юноши отдают предпочтение активным вариантам адаптации и чаще выбирают «жизнь как достижение» (20,5%) и «жизнь против жизни» (18,2%). Девушки отдают предпочтение вариантам жизни «жизнь как предисловие» (24,4%) и «жизнь по правилам» (24,4%). Наибольшие различия в выборах юношей и девушек выявлены по вариантам «жизнь против жизни», «жизнь по правилам» и «жизнь как предисловие». Вариант «жизнь против жизни» в качестве «реального» выбрали 18,2% юношей и только 2,43% девушек. Варианты «жизнь как предисловие» и «жизнь по правилам» выбрали по 24,4% девушек и 11,4% и 13,6% юношей, соответственно. То есть, для юношей дискомфортно воспринимать себя в ученической позиции и отсрочивать достижение значимых целей на неопределенное будущее, что для девушек, напротив, приемлемо. Девушки, в меньшей степени, склонны выбирать активную, преобразующую жизненную позицию, сопряженную с достижением высокого социального статуса, с проявлением агрессии, борьбы, высокой ответственности за содержание и последствия своих действий. Для юношей же такая позиция приемлема и предпочтительна, так как позволяет проявлять независимость, активность и реализовывать собственные цели.
В выборе «идеального» варианта жизни существуют общие для обоих полов тенденции: 50% юношей и 39% девушек отдают предпочтение варианту жизни «жизнь как достижение». То есть образ делового и успешного человека принимается молодыми людьми как перспективное направление развития независимо от пола. Вариант жизни «экзистенциальный конструктор» выбрали 23,1% девушек и лишь 6,8% юношей, что отражает большую склонность девушек ориентироваться в своем развитии на деятельность служения, помощи, заботы о людях.
В качестве «отвергаемого» варианта жизни испытуемые обоих полов чаще других выбирали варианты «жизнь как сон», «жизнь против жизни» и «жизнь как трата времени». Отметим, что при общей тенденции отвержения варианта «жизнь против жизни», девушки отвергают его значительно чаще (41,5%), чем юноши (13,6%). Т.е. девушки чаще, чем юноши считают неприемлемым для себя постоянно переживать негативные эмоции по отношению к другим людям. Юноши отвергают вариант «жизнь как сон» в 36,4%, а девушки в 20,7% случаев. Вероятно, юноши в большей степени, чем девушки, избегают форм организации жизни, связанных с малой активностью в социуме, так как такая позиция не способствует успешной самореализации молодого человека. Вариант «жизнь как трата времени» отвергается юношами и девушками примерно в равной степени, в 27,3% и 24,3%, соответственно.
Статистический анализ с использованием критерия x2. показал достоверность распределения юношей и девушек по выбору «реального» (р=0,001), «идеального» (р=0,001) и «отвергаемого» (р=0,001) вариантов жизни.

Таким образом, гипотеза о существовании различий в выборе вариантов жизни юношами и девушками подтвердилась. Можно заключить, что варианты адаптации в социуме для юношей и девушек различны по содержанию. Юноши адаптируются посредством развития способностей к преобразованию окружающего мира и социальной реальности через активную деятельность, направленную на достижение значимых целей. Чем активнее жизненная позиция юноши, тем успешнее его адаптация. Девушки предпочитают адаптацию через приспособление и принятие уже имеющихся правил, традиций организации «достойной» жизни и социального опыта. Они предъявляют меньше требований к своей активности и в большей степени, чем юноши, воспринимают данный период своей жизни как время для обучения, подготовки к будущей взрослой жизни.
Различия в выборе вариантов жизни влекут за собой и различия в типизации психологического облика мужчины и женщины. Юноши в процессе адаптации приобретают такие личностные характеристики, как самостоятельность, активность, инициативность, ощущение собственной силы, способность активно воздействовать на собственную личность, жизнь и деятельность окружающих людей для достижения личностно значимых целей. Девушки приобретают качества пассивности, зависимости от более активного партнера и жизненных обстоятельств, способность принимать других такими, какими они являются, приспосабливаться к существующим правилам организации жизни, предъявляя требования изменения к собственной личности и избегать агрессии во взаимодействии с другими людьми.
Литература
1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ, 2005. – 135 с.
2. Шишева А.Г. Выбор варианта жизни в юношеском возрасте: его психологические детерминанты и оптимизация. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 173 с.

3. Шишева А.Г. Диагностическая методика: Актуальный вариант жизни (методическое пособие). – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО ВСГАО, 2012. – 23 с.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.