На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей
Приложение 1 Примерная схема первой беседы
Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Приложение 3 Акт материально-бытового обследования неблагополучной семьи
Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Приложение 5 Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении, и их семьям
Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Все страницы

 

Приложение 4

Признаки социального неблагополучия семьи.
Виды возможной помощи

Проблемные семьи, имеющие детей 

Характеристика проблемы 

Возможные признаки неблагополучия 

Источники поступления информации 

Возможные виды помощи и поддержки 

Необходимые документы для оказания помощи 

Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей.

1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя.
2. Испытывает чувство стыда и страха.
3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами.
4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей.
5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка

Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид

Классный руководитель, социальный педагог, соседи, ЖЭС

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.). обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы" направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд

Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей

Многодетная семья
и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей.

1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе.
2. Родители не хотят нести ответственность за благополучие своих детей
3. Недостаток средств в семье.

Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д.

Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологе" и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Наблюдение со стороны социального педагога. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам

Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, справка с места жительства родителей.

Неполные семьи

1. Родители не справляются
с воспитанием ребенка или из-за недостатка времени, или из-за отсутствия необходимых педагогических знаний и опыта.
2. Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка,

Дети отличаются
невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и
т.д.

Учителя, классные.
руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания дня детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру, помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Поиск возможности привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка или ресурсов общественных организаций. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты

Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др.

Малообеспеченная семья

Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка.

Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях, Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д.

Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру" помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации)

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др.

Семьи, где психически больны родители

1. Дети не имеют должного ухода.
2. Недостаток средств в семье или распределение этих средств не по назначению.
3. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию

Неухоженные дети, не владеют санитарно-бытовыми навыками. Часто бывают голодными. Не имеют необходимых школьных принадлежностей. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои. Они уходят из дома, не посещают школу, проявляют асоциальное поведение. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания), а также, носят следы физического насилия

Соседи, родственники, педагоги, социальные работники, медицинские работники, работники ИДН, правоохранительные органы

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т.д.). Социальное сопровождение семьи социальными работниками по месту жительства, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети

Акт жилищных условий, характеристика сем заявление, ходатай учителя, воспитать Ходатайство, медицинское заключение, заявление Характеристика ур усвоения программы обучения, личное л ребенка, заявление ходатайство на лишение родитель прав, справка с места жительства родителей

Семьи, имеющие ребенка-инвалида

1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения у родителей и ребенка.
2. Недостаток средств к существованию

Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т.д.)

Медицинские работники, родственники, соседи, социальные педагоги, психологи, дефектологи, учителя, управление по труду и социальной защите

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации, Оказание необходимой медицинской помощи. Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т.д.). Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т.д.)

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в орт защиты, медицинское заключение, акт обследования материально-бытовых условий жизни ид

Семья, где временно отсутствует один из родителей

Если отсутствует мать: - дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется.
Если отсутствует отец и семья испытывает недостаток средств: Признаки те же, как у тех категорий семей, которые испытывают недостаток средств

Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей.

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники.

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери. Педагогическая и психологическая поддержка детей,, временно оставшихся без попечения родителей.
Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь, юридическое консультирование, усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация поддержки общественных организаций и родителей

 

 

Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия;
семьи в состоянии развода или после него

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка" отсутствие близости и понимания у родителей и детей

Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гилерактивен раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи.
Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму

Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка

 

Приемная и опекунская семья.

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей.
Недостаток средств в семье. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию.

Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Дети отличаются скромностью в одежде, не имеют необходимых школьных принадлежностей

Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники

Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Эказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование.
Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. В случае недееспособности опекунской или приемкой семьи, возбуждения образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка в другую замещающую семью

Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра

 

Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей

Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей

Ребенок подавлен" замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся

ДДУ, школа, СПЦЦТДМ, спортивная школа, кружок, секция и т.д.

Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и детям. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания. Постановка на учет в ИДН, КДН или детскому наркологу, психиатру. При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы, направление ребенка на МППК

Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога



 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.