На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Соматизированное расстройство (синдром множественных жалоб)
Соматизированное расстройство (синдром множественных жалоб)
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

Как стать успешным

Может ли у ребенка болеть «все на свете»? Что стоит за этими жалобами? О каких психологических проблемах «кричат» органы? Как защитить себя от соматизации? Нужно ли лечить «непослушание»? Можно ли быть правильным всегда и везде?

Основной признак такого расстройства — наличие множественных, повторно возникающих, часто видоизменяющихся соматических симптомов. При этом неоднократные обследования не выявляют никаких серьезных органических изменений. К этим же расстройствам относится и множественное психосоматическое расстройство.


К нам на прием привели девочку восьми лет, мать которой выражала обеспокоенность поведением дочери дома. С ее слов, девочка встречала в штыки любое требование матери, не слушалась с первого раза, вовремя не ложилась спать и т. п., то есть, по мнению матери, проявляла признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Никаких других жалоб мать не предъявляла. Однако девочка была направлена к психотерапевту кардиологом, поскольку предъявляла жалобы на боли в грудной клетке, то в области сердца, то справа. Кардиологическое обследование ничего серьезного у девочки не выявило. С помощью прицельных расспросов удалось выявить также и боли в животе, возникающие чаще после приема любой пищи. Наши первоначальные попытки обратить внимание матери и на эти жалобы, предположив их возможный психогенный характер, наталкивались на непонимание. Мать упорно продолжала считать подобные жалобы предметом наблюдения и лечения кардиолога и гастроэнтеролога. Выяснить семейную ситуацию поначалу также не удалось, так как мать, упоминая о каких-то проблемах, упорно не желала их конкретизировать. Как на первом приеме, так и приходя в дальнейшем на лечение, девочка была контактна, улыбалась, но создавалось впечатление, что такое ее поведение было скорее наигранным, чем естественным. В самом начале лечения, включающего в себя как игровую психотерапию, так и сеансы психорегуляции, мы выявили у девочки еще и выраженную экзему, которая, впервые появившись в возрасте четырех лет, периодически несколько раз в год давала обострения. Наличие длительно существующих множественных и вариабельных соматических симптомов, отсутствие быстрого результата от лечения, несмотря на хорошую внушаемость и гипнабельность девочки, заставили задуматься о множественном психосоматическом расстройстве.

Девочка прошла подробное психодиагностическое обследование, которое выявило ее крайне высокий уровень тревожности, а также подтвердило признаки соматизации этой тревоги. Мать девочки, под нашим давлением и ознакомившись с результатами тестирования, прояснила семейную ситуацию, с большой долей вероятности ставшую источником хронической психотравматизации ребенка. Отец этой девочки отказался жить с семьей с момента рождения ребенка, сославшись на свою занятость работой (?!), снял им квартиру, в которой четыре года не появлялся. Спустя четыре года, сказав, что освободился от тяжелых нагрузок на работе, перевез свою дочь с матерью жить к себе домой. По времени данный эпизод довольно точно совпадает с первым появлением экземы на руках девочки и возникшими через несколько месяцев болями в животе. На момент обращения к нам матери с ребенком семейная ситуация продолжает оставаться нестабильной, на вопрос о дальнейшей совместной жизни с отцом ребенка мать не может ответить ничего определенного. На момент написания этого раздела дальнейшее лечение проводится нами уже с учетом выявленных обстоятельств, наибольший акцент делается на уменьшение тревожности пациентки, хотя полноценную семейную психотерапию провести, скорее всего, не удастся. Содержание первоначальных жалоб матери на поведение девочки не только не должно быть предметом коррекции, наоборот, их наличие свидетельствует о попытках ребенка найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации. Сил справиться с этой психотравмой у девочки не хватило, поэтому ее стресс и вылился в множественное психосоматическое расстройство. Кстати, степень выраженности этого расстройства была бы еще тяжелее, если бы девочка, безукоризненно ведущая себя в школе, такой бы оставалась и дома. При подробном клиническом и психодиагностическом обследовании у больных с соматизированным расстройством может быть выявлен не только высокий уровень тревожности, но и признаки депрессии.

Источник: Шишков В. В. "Практикум по психосоматике: почему болит и что делать? "— СПб.: Речь, 2007. — 168 с

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.