На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Тренинговые занятия клуба "Школа для родителей" - Занятия №4-8
Тренинговые занятия клуба "Школа для родителей" - Занятия №4-8
Работа с родителями - Тренинги для родителей
Индекс материала
Тренинговые занятия клуба "Школа для родителей"
Занятия №4-8
Все страницы

ЗАНЯТИЕ № 4
Цели:

  • Сформировать понимание различий в восприятии вербальных посылок у детей и взрослых , значение этого знакомства с мстительностью, как с 3-ей причиной нарушения поведения. 
  • Развитие навыков принятия себя и окружающих. 

I. Приветствие.
Упражнение "Хлопки"
II. Упражнение "Называлки".
Ведущий предлагает списки карточки по 3 слова участникам группы, которые они интерпритируют (см. 3адание № 3), а остальные - угадывают предьявленные слова.
III. Ведущий: "Сегодня мы познакомимся с таким нарушением поведения, целью которого является месть и возмездие".
В случаях когда дети демонстрируют первые 2 типа поведения, они могут оставаться обаятельными и симпатичными. В случаях же, когда поступки продиктованы местью, обычно симпатичными их не назовешь. Они, скорее, ведут себя со злобой, упрямством.
Ребенок мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослые ответили применением силы. "Поставили ребенка на место" - мы сильнее, у нас есть система угроз, санкций. Однако, такой способ реанемирования чаще всего оказывается непродуктивным, сеет в душе ребенка зерна обиды, которые прорастают мстительностью.
В ответ мы получаем достаточно серьезные выходки, которые могут последовать через 2 часа, 2 дня, 2 недели, 2 года, но обязательно последуют.
Задание группе: "Вспомните, пожалуйста случай из своего детства, когда вы продемонстрировали именно такое поведение" В каких формах это выразилось?
Проявления: прямые физические акты насилия, драки; непрямые акты насилия, портят что-то, ломают ваши любимые вещи.
Как реагировать на такого рода нарушения поведения?
Работа в группах. Предполагаемые результаты:
1. Трудно прекратить такое поведение здесь и теперь, но главное - не усугублять агрессией по отношению к ребенку.
2. Необходимо выстроить систему взаимодействия с ребенком таким образом, чтобы ребенок чувствовал принятие, внимание, уважение.
IV. Группе предлагается в тройках проиграть сюжет нарушения поведения, целью которого является месть. Рефлексия?
V. Психологическое упражнение "Письмо".
Ведущий: "Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники высказываются). Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека".
(Время на письмо - 15 минут, под тихую музыку).
(Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?).
- Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо?
По ходу ведущий может давать комментарии. Стоит обратить внимание на то, как кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то тоскует по себе и т.д..
- Что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него.
Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы ответить на письмо.
Потом зачитываются ответы. Рефлексия по кругу - что было легче, что труднее, какие чувства возникали и т.д..
VI. Домашнее задание.
- Отметить случаи нарушения поведения ребенка с целью мести, возмездия, описать их со своими суждениями.
- Оценить поведение и поступки ребенка родителями.

"Хорошее" поведение

"Плохое" поведение

Отец

Мать

1.
2.
3.

1.
2.

1.
2.
3.

1.

2.

VII. Погружение в детство.
"Сядьте поудобнее, закройте глаза. Руки и ноги расслаблены. Тепло идет по правой ноге вверх, тепло идет по левой ноге вверх. Они теплые и тяжелые. Руки лежат спокойно, они тоже становятся теплыми и тяжелыми. Тепло разливается по животу, спине, груди, поднимается к шее. Теперь оно очутилось на голове, от этого ей тепло и приятно. Дышите ровно и спокойно. Вдох-выдох …".
Представьте себя в возрасте своего ребенка. Теперь вам столько лет, сколько и ему. Вы в детстве.
Ты пришел вместе с родителями в гости к их друзьям. Оглянись вокруг - где ты? Что на тебе надето? Кто вокруг тебя? Ты поднимаешь голову, чтобы всех рассмотреть. Что там происходит? Все садятся за праздничный стол, тебя не пригласили. Сделай сейчас то, что хочешь сделать?
А теперь ты внось превращаешься во взрослого человека и возвращаешься а эту комнату. На счет "3" - откройте глаза.
По кругу рефлексия упражнения.
Ведущий может интерпретировать высказывания. Отфиксировать чувства, которые их сопровождали.
VIII. Завершение занятия.
Высказывания о полученной информации и приобретенном опыте и т.д..

ЗАНЯТИЕ № 5
Цели:

  • Актуализация детского состояния. 
  • Развитие навыков рефлексии.
  • Знакомство с нарушением поведения ребенка, цель которого - избегание неудач.
  • Развитие умения управлять эмоциями.

Содержание задания:
I. Приветствие участников.
Упражнение "Печатная машинка"
II. Обсуждение домашнего задания.
III. Упражнение "Меняющаяся комната".
"Давай сейчас мы будет медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее … А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в "Фанте"… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, устало … А теперь вся комната наполнена цветами - они повсюду и самые разные: розы, пионы, ромашки и много-много других …" .
IV. Информационный блок.
Сегодня мы рассмотрим нарушение поведения. Целью которого является избегание неудач (утверждение своей несостоятельности, нполноценности).
Причины проявления такого поведения:
- с самого раннего детства взаимодействие взрослых и детей строится по принципу "красного карандаша". Т.е. взрослый указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая несостоятельность ребенка.
Задумайтесь - часто ли взрослые подчеркивают удачи и достижения ребенка? Навряд ли.
У ребенка появляется убеждение в том, что лучше не делать ничего серьезного, чтобы не потерпеть неудачу в глазах взрослых.
Существует распространенное заблуждение: если указать на ошибку ребенку, у него возникнет желание делать без ошибок.
Когда родители выдвигают слишком высокие требования и ожидания от ребенка, постепенно формируется поведение, направленное на избегание неудач. Ребенок, который осознает, что никогда не достигнет тех высоких требований, просто перестает пытаться что-либо делать, что предполагает получение результата.
Вопрос группе: Как можно отличить этот вариант поведения? (откладывание на потом выполнение чего-либо, недоведение до конца, при столкновении с заданем, требующим усилий, - плач и т.д.).
Задание: вспомнить себя в детстве и отфиксировать какой-либо случай или ситуацию, которая была направлена на избегание неудач.

V. Психологическое упражнение.
"Могу ли представить?"
Сформировать группы по 5 человек произвольно.
Ведущий: "Смотрите друг на друга и попытайтесь живо представить, кто как плачет. Видите его плачущим? Кого в этом образе видеть легко, кого - не получается? Покажите рукой. Теперь другие образы (с таким же указанием рукой, кого увидели сразу или почти сразу с минимальными комментариями)."
Растерянным? Видите, как он хитрит? Как он грубит? Как доволен ребенком? Как сердится на ребенка? Когда ребенка обидели?
Итоговое задание: обсудите результаты и свои переживания. Что зависило от воображения, что- от личности того, кто был предметом изучения? О чем говорит то, что одного человека в определенном образе видеть трудно, а другого - легко?
VI. Домашнее задание.
Провести аналогичное упражнение с ребенком, с другими членами семьи. Предлагаемые варианты:
- Когда твой друг забыл поздравить с днем рождения?
- Когда ты стараешься что-то запомнить?
- Когда у тебя что-то не получается?
- Ты пришел в гости к незнакомым людям?
- Тебе подарили подарок родители?
- Ты превратился(ась) в папу (маму)?
- Твой сын (дочь) пришел с улицы грязный?
- Твой сын (дочь) не хочет делать уроки?
- Твой сын (дочь) получил похвалу на уроке?
Зафиксировать, как происходит соотнесение мимики и вопросов, как проявляется оно.
VII. Погружение в детство.
"Расслабьте руки, ноги, закройте глаза. Вам дышится ровно, спокойно. Прислушайтесь к своему сердцу - оно бьется четко, равномерно … Вам тепло и спокойно".
Представьте себя в детстве, возраста вашего ребенка.
Вы находитесь в квартире вместе с родителями. Вечер. Оглянитесь, что вас окружает и кто рядом с вами? Чем вы занимаетесь? Чем занимаются родители?
Мама сказала, что пора спать. Вам спать совсем не хочется. Но почему? Вы бредете в свою комнату, берете свою старую любимую игрушку и ложитесь в кровать. Какое сейчас у вас настроение? Прислушиваетесь ли к звукам из соседней комнаты? Что вы слышите?
Но сон победил и вы погружаетесь в свои детские сноведения и грезы.
А сейчас вам нужно вернуться, возьмите с собой все то, что вы чувствовали, видели и слышали.
(Рефлексия по кругу с анализом деталей).
VIII. Рефлексия занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 6
Цели:

  • знакомство с понятием "принятие" ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.
  • Определение "языка принятия" и "языка непринятия".
  • Актуализация способности выделять позитивное.

Содержание занятия:
I. Приветствие.
Игра "Печатная машинка" (распечатать предлагаемую фразу по буквам, каждый участок называет очередную букву, определить манипуляции со знаками препинания до выполнения).
II. Обсуждение домашнего задания через обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания.
На прошлых 4-х занятиях мы с вами знакомились с проявлением нежелательного поведения ребенка. Нам теперь важно постараться сделать так, чтобы отношения с ребенком носили только конструктивный характер, с сегодняшнего дня мы будем этому учиться.
III. Информационная часть.
Ведущий определяет вместе с родителями что такое "принятие" и "непринятие". Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.
Ведущий акцентирует внимание на различиях в языке принятия и языке непринятия.
* Оценка поступка ("Я огорчена, что ты ушео из дома, не спросив")
Оценка личности ("Ты обманщик")
* временный язык ("Сегодня у тебя это задание не получилось")
постоянный язык ("Всегда ты такой глупый?")
* невербальные проявления "языка принятия и непринятия" (мимика, жесты, интонация, поза).
* Я - высказывание ("Я огорчена …")
Ты - высказывание ("Ты хулиган …")
Совместно с группой ведущий составляет список элементов "языка принятия" и "языка непринятия".
"Как ребенок узнает, что мы принимаем, или наоборот, не принимаем его?"
Родители отмечают, что гораздо распространеннее коммуникации с ребенком языком непринятия.
IV. Ведущий предлагает каждому участнику сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на "языке непринятия", затем на "языке принятия".


Фраза ребенка

Ответ на языке непринятия

Ответ на языке принятия

Затем полученные варианты проигрываются, участники должны быть и в роли ребенка, и в роли родителя.
Далее рефлексируется впечатления "детей" от фразы на "языке непринятия" и на "языке принятия".
Также отфиксируют "родители" впечатления от 1-го и 2-го варианта ответов на фразу ребенка. Что легче, а что труднее?
Важно ведущему акцентировать внимание участников на том, что между согласием и принятием есть различия, т.е. согласие подразумевает подчинение точке зрения ребенку, а принятие подразумевает несогласие, но указывает на уважение к личности ребенка.
Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.
V. Психогимнастическое упражнение.
"Для того, чтобы принимать ребенка, родитель должен научиться принимать самого себя. Ведь отвергая какие-то собственные черты и поступки, они предоставляют огромный шанс для появления у ребенка проблем в восприятии себя и окружающих".

Медитация "Здравствуй Я, мой любимый"
- Сядьте удобно. Я предложу вам отнестись очень ответственно и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога … Поставьте её так, как если бы она была живая и могла сказать: "Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня так хорошо …". Свою левую ногу поставьте так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на твои колени. И правая рука, и левая. Взгляните, каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание. Пусть каждый палц почувствует твое внимание, заботу, тепло. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев. Кисти стали свободными, мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я их благодарю за то, что они сильные, умелые. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Я люблю их.
Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть гармония с этим миром, то, что я могу принимать в себя воздух - и отпускать его.
Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.
И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют свякое выражение. Они просто расслабляются и отдыхают. Это непросто сделать - так так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза - это зеркало моей души, это мои самые первые работники, Как много они делают! Спасибо вам!
Мое лицо … . Мое лицо всегда со мной, работает со мной, счастливо со мной. Спасибо тебе, мое лицо, Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой.
И все мое тело - спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь.
Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, который вычисляет - спасибо тебе, что ты есть!
Вы дышите ровно и спокойно … и возвращается потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул - и вы удобно сидите на нем. "Сильно вздохните, откройте глаза - и окажитесь здесь".
(Рефлексия упражнения, что получилось, что не получилось, какие ощущения возникали, какие впечатления).
VI. Домашнее задание.
Обсудить с ребенком значение слова "комплимент". Делать друг другу комплименты.
VII. Упражнение "Аплодисменты" по кругу. "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее".
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д..
VIII. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ № 7
Цели:

  • Познакомить родителей с активным слушанием, как с одной из форм конструктивной коммуникации.
  • Развить навыки активного слушания.

Содержание занятия:
I. Упражнение "Мяч комплементов".
Участники перебрасываются мячом, сопровождая бросок комплиментом (внешность, поведение, личные качества и т.д.).
II. Обсуждение домашнего задания.
Ведущему необходимо поставить акцент на то, что комплименты говорить не так уж легко. Обсуждение вопросов: кому было трудно говорить комплименты ребенку? Кому легко? Как отреагировал ребенок на такого рода взаимодействия? Почему?
III. Называя тему "Активное слушание" тренер предлагает сформулировать ответ на вопрос: "Что для меня значит хорошо слушать ?" Слышать и слушать - различные понятия.
Слышать - различать, воспринимать что-то (Ожегов) "Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное)". Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.
Почему важно активное слушание для ребенка? Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.
Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
Познакомимся с приемами активного слушания.

IV. Раздается материал родителям.

Прием

Содержание

Ключевые слова

Пересказ

Уточнение

Отражение чувств

Проговаривание подтекста

Резюмирование

Изложение своими словами того, что сказал собеседник.
Родитель помогает разобрать-ся в собственных мыслях и чувствах ребенку.
("Я тебя слышу, слушаю и понимаю").

Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо.
Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать родителю.
("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда").

Проговаривание чувств, кото-рые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе.

Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонима-ние. Проговаривание не должно превращаться в оценивание. (Фраза "Мама, а ты не заметила, какую уборку я сделала сегодня?")
Варианты подтекста: "Ты бы меня!".
"Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти в поход с друзьями".

Подведение итогов, обобще-ние всего разговора.

"Ты говоришь …"
"Как я понимаю …"
"Другими словами, ты считаешь"

"Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? "
"Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"
"Может ты расскажешь об этом поподробнее?"

"Вероятно, ты чувствуешь …"
"Мне кажется ты обижен".

"Итак, мы договорились".
"Главное, о чем ты хотел сказать …".

V. Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один пертнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывание партнера и продолжать разговор, тоже делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.
VI. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки, каждый называет какое-то чувство и отдает мяч другому, который изображает "передаваемое" чувство.
VII. Домашнее задание.
Апробировать приемы активного слушания, записать в дневник, какой из приемов был наиболее эффективен.
VIII. Психогимнастическое упражнение "Испорченный телефон".
Участвуют по 5 человек. Проводится 2 раза с разными 5 участниками. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д..
Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации, оставшаяся часть группы регистрирует, что упустил информацию, исказил, привнес свою.
Результаты обсуждаются в группе.
IX. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ № 8
Цели:

  • Знакомство с Я - высказыванием, как с одной из форм конструктивной коммуникации.
  • Выработка навыков использования временного языка.
  • Развитие рефлексии.

Содержание занятия:
I. Приветствие.
Упражнение "Ревущий мотор".
"Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля - "Рррм". Один из вас начинает, и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же "вступает в гонку" и быстро произносит свое ""Рррм" повернувшись к следующему соседу. Таким образом "рев мотора" быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?
Далее "У автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается звук - "Шшик". Если кто-то произносит это, он разворачивает нашу машину в противоположенную сторону. Любой из вас может это сделать, но у каждого есть право только 2 раза это сделать".
II. Обсуждение домашнего задания.
После обсуждения ведущий предлагает применить приемы активного слушания.
Примеры: "Я пробую, и у меня ничего не получается".
"Все вокруг очень плохо".
"Почему мы все должны есть в определенное время?"
"Не пойду больше в школу !"
III. Информационная часть.
Ведущий знакомит с разницей восприятия ТЫ - сообщения и Я - сообщения. Т.е. когда родитель пользуется ТЫ - соотзением, он вешает ярлык на ребенка, лишая его шанса на самовыражение.
Я - сообщение предполагает, что ребенок его расценит как элемент общения, без эффекта "красного карандаша". Ведущий рассказывает, что ТЫ - сообщение нарушает коммуникацию, т.к. вызывает у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.
Я - сообщение является более эффективным способом в плане влияния на ребенка и сохраняют благоприятные взаимоотношения ("Мне хотелось бы …", "Я думаю …", "Мне кажется …", "Я злюсь …", "Я рад …" и т.д.).

Ситуация

ТЫ-сообщение

Я-сообщение

1.Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец в раздражении.

2.Мать работает пылесосом. Ребенок вытаскивает вилку из розетки. Мать торопится скорее закончить работу.

3.Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.

4.Ребенок откладывает и откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Отец с матерью хотят погово-рить наедине. Ребенок слоняет-ся вокруг, шалит, мешает им разговаривать.

5.Ребенок просит, чтобы роди-тели взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он убирает свою комнату. Уборка комнаты - это обязанность, по поводу которой существует договоренность с родителями.

6.Ребенок целый день дуется, уныл и невесел. Матери не известна причина.

7.Ребенок смотрит по телеви-зору фильм, включив его так громко, что мешает разговари-вать родителям в соседней комнате.

8.Дочь обещала накрыть стол к приходу гостей. Целый день она бездельничала, до прихода гостей остался час, а она и не думала начинать работу.

9.Дочь забыла прийти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью купить туфли, которые так долго просила.

Ты не должен мешать людям, когда они читают.

Ты - непослушный маль-чишка! Озорник!

Ты до сих пор так и не стал взрослым мальчи-ком. Так ведут себя только малыши!

Тебе давно пора ложить-ся спать! Ты нам надоел. Ты уже должен спать.

Ты не заслуживаешь того, чтобы пойти в кино, когда ты такой эгоист и так невнимате-лен к людям!

Иди сюда. Хватит дуть-ся! Или разговаривай нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком что-то серьезен сегодня.

Ты что, не можешь быть повнимательнее к дру-гим? Почему ты вклю-чил телевизор так гром-ко?

Ты целый день бездель-ничала и не выполнила обещанного! Как ты мо-жешь быть такой легко-мысленной и безответ-ственной!

Тебе должно быть стыдно! В конце концов, я согласилась купить тебе эти туфли, а ты даже не позаботилась прийти вовремя.

Обсуждение упражнения.
Также нарушение коммуникаций происходит, когда родитель чаще обращается с ребенком на "постоянном" языке, забывая про "временный". Фразы, произносимые на постоянном языке, часто формируют у ребенка установки: "Если я это делаю всегда и везде, почему бы мне не сделать это здесь и сейчас".
Или оно формируютпослания, которые руководят ребенком на протяжении всей жизни, иногда они действуют как прогнозы, иногда человек всю жизнь доказывает их несправедливость.
Далее участникам предлагает ведущий разбиться по парам (родитель и ребенок), проиграть ситуации, сопровождающиеся постоянным и временным языком и сравнить их эффекты.
После обсуждения участники в парах самостоятельно определяют признаки временного и постоянного языка. Результаты записываются на ватмане.
IV. Домашнее задание.
Попробовать использовать Я-сообщения и временный язык, записать результаты в дневниках.
V. Упражнение "Какой он?"
Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Ведущий, задавая вопрос "Какой он?", должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.
VI. Рефлексия занятия.

Школьный психолог - это…

Ш - устрый
К - омпетентный
О - бщительный
Л - ояльный
Ь - мягкий
Н - астойчивый
Ы
Мудр á
Й

П - орядочный
С - держанный
И - нтеллегентный
Х - рабрый
О - тзывчивый
Л - юбящий
О - рганизованный
Г - гуманный




 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.