Социально-психологические факторы развития Я-концепции
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Социально-психологические факторы развития Я-концепции

«Мы вступаем в суровую эпоху духа и техники. Душа, связанная с органической жизнью, оказалась очень хрупкой, она сжимается от жестких ударов, которые ей наносит машина, она истекает кровью, и иногда кажется, что она умирает. Но дух может противиться этому процессу, может овладеть им, может вступить в новую эпоху победителем»
Н. Бердяев

Образ Я – когнитивная составляющая, культурно-стандартизированное представление о себе.
Концепция – относительно устойчивая система представлений, образов, оценок, существующих в сознании человека, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе.

Составляющие Я-концепции

  • Когнитивная (образ Я)
  • Эмоционально-оценочная (самооценка)
  • Поведенческая

Самооценка – личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.

Система образов Я человека
(М.Розенберг)

Я – реальное                   Я - рефлексирующее
Я – идеальное                 Я - моральное
Я – динамическое            Я - фантастическое

Структура Я- концепции
(Р.Бернс)

  • Я -реальное
  • Я - зеркальное
  • Я - идельное

Структура я-концепции

  • Что я знаю о себе
  • Что я думаю о себе
  • Как я отношусь к себе
  • Как я оцениваю себя

Принципы развития
я – концепции

  • Принцип интериоризации
  • Принцип атрибуции
  • Принцип социального сравнения
  • Принцип психологической центральности
  • Успех = самоуважение
    уровень притязаний
    (У.Джеймс)

     

    Критерии здоровой личности
    ( К.Роджерс)


    Быть самим собой
    Принимать себя
    Принимать других и доверять себе
    Не стремиться соответствовать ожиданиям
    Не быть во власти негативных воспоминаний
    Испытывать неприязнь к физическому подчинению


    Подходы к изучению проблем переходного периода

    • Психоаналитический
    • Социально-психологический

     

    Виды психологической защиты

    1.Сублимация
    2.Проекция
    3.Рационализация
    4.Конверсия
    5. Регрессия
    6. Избегание
    7. Отрицание
    8. Компенсация


    Основные линии развития неадекватной идентичности
    (Э.Эриксон)

    • Уход от близких взаимоотношений
    • Размывание времени
    • Размывание способности к продуктивной работе
    • Негативная идентичность

     

    Самое грустное, что на Земле?
    Не тишина в лазарете, не поминальная
    скорбь на челе – Грустные дети.

    Г.Я.Горбовский


    Подготовила: Кандидат психологических наук, доцент
    Орлова Лидия Васильевна

     

     

    Это интересно

    Яндекс.Метрика
    Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
    HTML код:

    Код для форумов:


    Уважаемые пользователи и посетители сайта!
    Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
    Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
    С уважением, администрация.