Нас не нужно жалеть
Психология для всех - Психология отношений
жалость

Психика человека часто откликается на проблемы окружающих жалостью, которая оборачивается стремлением посочувствовать, поддержать, помочь... Однако нам самим такое утешение не всегда приятно. Почему? Все просто: позволяя себя жалеть, мы как бы признаем собственную уязвимость и превосходство сопереживающего, что может вызвать естественную реакцию протеста.

Утешение — как награда

Между тем утешение может стать источником силы. Тот, кто жалеет и помогает, чувствует при этом себя востребованным, компетентным. Но и огорченному достается награда — облегчение. Выплеснув эмоции, он с ясной головой быстрее решит проблему либо изменит свой взгляд на нее. Проще говоря, утешение — сродни валюте, которую можно обменять на приятные эмоции. Поэтому в трудные моменты жизни не отталкивайте того, кто искренне хочет вас пожалеть. Признайтесь себе, как важно услышать слова поддержки.

Эрзац любви

В старину вместо «люблю» говорили «жалею». Это означало бескорыстную заботу о близком человеке. Со временем произошла подмена понятий, и сейчас для многих жалость — обязанность опекать даже того, кто не особо симпатичен. Причин для этого может быть множество: бегство от одиночества и внутренней пустоты; желание самоутвердиться, почувствовать свою ценность; стремление к доминированию, власти. Отношение «сверху» принижает самооценку личности, не дает ей развиваться. Жалость в данном случае — эрзац любви, ждущий отдачи, компенсации. Не путайте его с истинной любовью, подразумевающей безвозмездное служение, заботу о сильном человеке, которому иногда тоже нужно отдыхать и расслабляться.

Бойся оружия неудачников

Есть категория людей, для которых постоянно жаловаться — в порядке вещей. Вычислить таких легко: как правило, они рассказывают о своих проблемах долго и нудно. Любой разговор в итоге приходит к тому, как им плохо живется и как несправедлив мир. Но стоит вам предложить варианты решения проблемы — тут же в ответ звучит фраза: «Да, но...» А далее — длинный перечень причин, почему ваш совет не сработает. Таких личностей лучше сторониться, жалость к ним неуместна. Если человек намеренно демонстрирует слабость, чтобы вызвать желание помочь, — значит, он пытается вами манипулировать. Взяв на вооружение такой способ добиваться своего, «профессиональный жалобщик» подкрепляет собственные безволие и пассивность, постепенно превращается в неудачника. Прежде, чем приниматься жалеть «бедолагу», задумайтесь — может, стоит дать ему шанс исправить ситуацию своими силами?
Психолог Елена Медведева, г.Киев
Источник: Сваты, №13, 2016г

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.