На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

А.И.Захаров
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА А.И.Захаров. Неврозы у детей и подростков. СПб., Союз, 1998. С. 246 - 258.

[…] Медицинская педагогика — использование педагогических принципов в медицине с целью социальной реадаптации и реабилитации больного ребенка.
Психотерапия в самом общем виде — психологическое воздействие с целью устранения болезненных нарушений. Более конкретно, психотерапия рассматривается нами как личностно направленный процесс взаимодействия врача и психолога с больным с целью восстановления и укрепления психического единства личности, достижения приемлемого уровня самочувствия и социально-психологической адаптации. Поскольку психотерапия подразумевает лечение, то понятие клиента в отличие от пациента для нее неприемлемо.

Психотерапия — это не просто метод лечения, а метод клинической и психологической диагностики и основанной на ней терапии психогенных заболеваний формирующейся личности детей. В свою очередь, психогенные изменения формирующейся личности у детей обусловлены неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отношений, отсутствием возможности создания приемлемой «я-концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». Подобный психогенно искаженный образ «я» отличается от сложившегося ранее образа «я», идеального стандарта и стандарта культуры и свидетельствует о невротической дезинтеграции процесса формирования личности ребенка, его маргинальной, противоречивой внутренней позиции.
Невротическая дезинтеграция «я» переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем — как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. Неразрешимый характер этого внутреннего противоречия как источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства декомпенсирует и так невысокие защитные силы организма, его активность и жизненный тонус. В этих условиях нарастает аффективная непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная психотравмирующим жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения «я» и проявляющаяся тревожно-мнительным, эмоционально-нетерпеливым и защитно-эгоцентрическим стереотипом личностного реагирования. В результате невроз как болезненно-защитная форма реагирования на аффективно переживаемые и неразрешимые психологические проблемы развития, выражения и признания своего «я» снижает еще больше творческий и эмпатический потенциал личности у детей, осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет дальнейшее принятие социальных ролей.
Основанная на рассмотренном патогенезе неврозов психотерапия направлена на восстановление и укрепление психического единства личности в процессе семейной, индивидуальной и групповой психотерапии. Задача семейной психотерапии заключается в восстановлении функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. В первую очередь это относится к родителям, психотерапия у которых проводится одновременно с психотерапией детей. Вместе с формированием оптимального настроя родителей на лечение, изменением их взглядов на воспитание и сотрудничество с врачом и психологом в разрешении семейных проблем удается создать необходимые предпосылки для успешной психотерапии детей.
Задача индивидуальной психотерапии состоит в достижении психического единства и актуализации возможностей развития посредством перестройки отношений, разрешения внутреннего конфликта, устранения блокирующих личностное развитие страхов, неуверенности в себе и болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма.
Необходимым условием для проведения групповой психотерапии является позитивная динамика личностных изменений при индивидуальной психотерапии, улучшение нервно-психического состояния больных неврозом детей, в первую очередь уменьшение возбудимости, астении и психомоторных нарушений, разрешение в основных чертах внутреннего конфликта, развитие доверия к себе и уверенности в своих силах. Задача групповой психотерапии состоит в укреплении психического единства личности посредством нормализации межличностных отношений, улучшения способности к принятию и игранию ролей, создания более адекватной психологической защиты. Обучающей моделью адаптивного взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая из детей и родителей.
Таким образом, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представляет стадии единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье (семейная психотерапия), разрешения внутреннего конфликта и устранения клинических нарушений (индивидуальная психотерапия), налаживания отношений со сверстниками и взрослыми (групповая психотерапия). Итогом патогенетически построенной психотерапии является нормализация психического функционирования детей и актуализация возможностей их личностного развития в социальном контексте отношений.
Без оказания соответствующей психотерапевтической помощи психогенные нарушения в формировании личности детей становятся устойчивыми, эгоцентрически заостренными, возбудимыми или тормозимыми (чаще) чертами характера. Это способствует появлению в дальнейшем под влиянием тех или иных жизненных трудностей аффективно неразрешимых проблем общения и понимания других людей, что в свою очередь может оказывать неблагоприятное воздействие на взаимопонимание в браке и воспитание детей. Разорвать этот замкнутый круг можно только широким комплексом социальных, психолого-педагогических и психотерапевтических мероприятий, включая организацию специализированной психотерапевтической помощи детям.

Семейная психотерапия неврозов у детей
Перед поступлением детей в дошкольные или школьные образовательные учреждения проводится направленная беседа с родителями или замещающими их лицами (в случае сиротства, опекунства). Помимо самого желания родителей определить ребенка в образовательное учреждение, им предлагается рассказать о проблемах, трудностях, особенностях во взаимоотношениях с ребенком и его воспитании, собственных личностных проблемах, наиболее частых причинах разногласий в семье в области супружеских и родительских отношений.
При наличии выраженных нервных нарушений у ребенка и проблем в его воспитании проводится направленная семейная психологическая консультация. На первичное собеседование приглашаются оба родителя, а также лица, непосредственно ухаживающие за ребенком и участвующие в его воспитании. Помимо обзора психических, поведенческих и личностных проблем у детей подробно изучается с помощью специальной анкеты их анамнез — история жизни, заболевания неврозом и соматической патологии. Во время последующей диагностической беседы с ребенком родители отвечают на опросники Айзенка, «Чувствительность к стрессу», «Шкала невротизма». При анализе ответов на опросник Айзенка обращается внимание родителей на недостаточную общительность, если она имеет место, и общее нервное напряжение. При наличии у детей невроза родители, как правило, более чувствительны к стрессу, чем родители детей без нервно-психической патологии. Другой, специально разработанный нами опросник позволяет определить степень невротизма родителей как достоверно вероятного риска развития у них невротического состояния.
Во время первоначальной беседы с родителями дети рисуют по заданию семью, детский сад или школу, страшный сон и по желанию любую тему. В оставшееся до приема время они строят город из большого числа кубиков, пластин, пластмассовых перемычек и фигурок жителей и солдат. Рисунки и «город» затем анализируются в присутствии родителей с подчеркиванием способностей детей. Отдельно придается значение тому, всех ли, в том числе и себя, нарисовал ребенок на рисунке «семья», и в какой последовательности расположены фигуры; изображает ли он на рисунке «детский сад» или «школа» только себя, или себя и сверстников; насколько часто снятся страшные сны и соответствуют ли спонтанные рисунки детей их половозрастным особенностям. В постройке на тему «город» видно, как некоторые дети возводят оборонительные сооружения, заполняя ими, как и солдатами, по существу, весь город, или же они строят больше домов и населяют город преимущественно жителями. Отметим, что при неврозах преобладают жители, а не солдаты и дом в большей степени, чем оборонительные сооружения (башни), что обычно отражает беззащитность этих детей и гуманистическую направленность личности.
Во время беседы с детьми используется стандартизированное интервью, где последовательно рассматриваются беспокоящие их ощущения, трудности в поведении, адаптации, учебе и отношениях со сверстниками и взрослыми. Уточняется отношение к соматической ослабленности, наличие ипохондрического, тревожно-мнительного или истерического, основанного на преувеличении имеющихся недостатков, психического настроя.
Повышенное внимание уделяется проявлениям астении и головной боли, в том числе от шума в детской группе, жары, духоты, во время занятий трудными предметами или уроками, в конце пребывания в детском саду или школе. В тактичной форме выясняются взаимоотношения в семье, кто более строгий из родителей и других взрослых, проживающих в семье, кто делает больше замечаний, чаще запрещает и ругает, кричит, торопит и наказывает, больше всех беспокоится. Для определения координации движений и внушаемости используется совместная игра «кегли», в которой специально задается определенный характер бросков и самих эмоций при игре. Гипнабельность и способность к релаксации определяются по степени общего расслабления и падению приподнятых рук при нахождении в кресле с закрытыми глазами после соответствующей инструкции. Преобладающая в данном возрасте активность одного из полушарий головного мозга или отсутствие доминирования определяется по нахождению наверху большого пальца при скрещенных в замок руках и ведущей толчковой ноге в сочетании с тщательным изучением анамнеза жизни, темпом речевого развития, своеобразием формирования абстрактно-логического и эмоционально-образного мышления, успешностью освоения русского и иностранного языков, математики и музыки.
Наибольшую социально-компенсирующую роль в судьбе ребенка играют адекватная уверенность в себе и способность устанавливать контакты с людьми. Существенное влияние на эти два фундаментальных фактора оказывают самооценка и чувствительность к страхам. В этой связи нами разработаны опросники, положительные ответы на которые свидетельствуют о проблемах в восприятии себя и отсутствии адекватной психологической защиты.

Опросник «Чувство личностной недостаточности» (со 2-го класса)

1. Часто ли у тебя не получается так, как ты хочешь, думаешь, ожидаешь?
2. Считаешь ли ты, что многое делаешь неправильно, не так, как нужно, как следует?
3. Смог бы ты сделать гораздо больше, если бы ты был более уверен в себе?
4. Многое ли тебе мешает быть самим собой, чувствовать себя так, как хотелось бы?
5. Возникают ли у тебя мысли, что ты не такой, как все, беспокоит ли тебя это?
6. Часто ли ты бываешь недоволен собой, потому что не знаешь, сможешь это сделать или нет?
7. Хотел бы ты быть другим, не таким, как сейчас, а то и совсем другим?
8. Можно ли сказать, что к тебе плохо относятся в классе, и ты не можешь ничего с этим поделать?
9. Часто ли тебе бывает трудно защитить себя, не дать в обиду, постоять за себя?
10. Когда ты смотришься в зеркало, считаешь ли себя некрасивым, совершенно не таким, каким хотел бы видеть себя?
При 6 и более положительных ответах налицо признаки личностной недостаточности, что обычно коррелирует с пониженной самооценкой и неуверенностью в себе. У детей с невротическими расстройствами личности чувство личностной недостаточности максимально и достигает 7-9 баллов.
Не меньшее значение, чем личностная недостаточность, имеют страхи, выявляемые по следующему списку:
1 — одиночества (когда остается один);
2 — нападения;
3 — заболеть, заразиться;
4 — смерти;
5 — смерти родителей;
6 — каких-то людей (незнакомых, пьяных, нелепо себя ведущих);
7 — родителей (перед матерью или отцом);
8 — наказания с их стороны;
9 — сказочных (мифических) персонажей, в том числе Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча (для дошкольников). Пиковой Дамы, Черной руки, скелетов, чертей, призраков, невидимок, инопланетян (для школьников);
10 — опоздать в детский сад или школу;
11 — во время засыпания (перед сном);
12 — страшных снов;
13 —темноты;
14 — животных, насекомых (волка, медведя, собак, пауков, змей);
15 — транспорта (машин, поездов, самолетов);
16 — стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения);
17 — высоты (когда высоко);
18— глубины;
19 — в маленькой комнате, туалете, переполненном автобусе, метро, когда тесно (замкнутого пространства);
20 — воды;
21 — огня;
22 — пожара;
23 — войны;
24 — больших улиц, площадей;
25 — врачей, медицинских работников;
26 — крови (когда идет кровь);
27 — уколов;
28 — боли (когда больно);
29 — неожиданных, резких звуков;
30 — что-либо сделать не то, не так, неправильно (плохо у дошкольников);
31 — не успеть (что-либо сделать или прийти куда-нибудь вовремя).
Среднее количество этих страхов в старшем дошкольном возрасте не должно превышать 8 у мальчиков и 10; девочек; в младшем школьном — 6 у мальчиков и 10 у девочек. Большее количество страхов, не соответствующее возрастному уровню, обычно сочетается с проявлениями боязливости и неуверенности в себе, достигая в среднем 18 у девочек и 16 у мальчиков при неврозе страха.
После проведения клинико-психологического интервью с детьми им предоставляется возможность для самостоятельной игры в отдельном помещении (комнате сказок), где они могут выбрать по своему усмотрению предметы для игры, в том числе тряпичные куклы, изображающие различных животных (лису, волка, медведя, зайчика, ежика и т.д.); заодно проверяется умение детей занять себя и действовать самостоятельно по предлагаемым в общих чертах сюжетам ролевой игры.
В то же время с родителями проводится открытое обсуждение всех полученных диагностических данных с выделением особенностей психического и личностного развития детей, источников их болезненного перенапряжения и невроза как психогенного заболевания формирующейся личности. Подробно раскрывается роль нарушенных семейных отношений и неправильного воспитания в происхождении неврозов. При анализе личностных невротических изменений у детей первоочередное значение придается нарушениям самочувствия, самоконтроля и самоуважения.
В плане самочувствия рассматриваются: характер фрустрации — замешательство, растерянность, чувство неопределенности у детей в ситуации нарастающего или продолжающегося много лет невротического заболевания; беспокойство — тревога — страхи; расстройства настроения; повышенная возбудимость или тормозимость нервных процессов, их неуравновешенность; астения, ухудшение концентрации внимания и работоспособности; нарушения биоритмов (в том числе активности и фаз сна); изменения физического и соматического самочувствия.
В плане самоконтроля уделяется внимание особенностям фиксации и понимания болезненного состояния; влиянию следовых травмирующих переживаний и невротических стереотипов поведения; рассогласованию чувств и желаний, их противоречивости, потере внутреннего единства; психической неустойчивости, импульсивности и непоследовательности в поведении; непроизвольности происходящих болезненных изменений; непродуктивности интеллектуальных усилий в состоянии нервно-психического перенапряжения; реактивно-защитному характеру поведения.
В плане самоуважения анализируются ощущения эмоциональной зависимости и несамостоятельности, чувство невротического бессилия и беспомощности от невозможности осуществления ряда значимых потребностей; пассивность и инертность в достижении целей или чрезмерные, гиперкомпенсаторные настойчивость и упорство; понижение самооценки и чувства личностной самодостаточности; неуверенность в себе, в своих силах и возможностях; настороженность и недоверчивость в контактах, увеличение психологической дистанции в общении; нарастание конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми; прогрессирующая закрытость и уход в себя, в свои чувства и переживания, усугубление трудностей в социальной адаптации и понимании другими людьми.
В результате описанных невротических изменений самочувствия, самоконтроля и самоуважения нарушается дальнейшее адекватное формирование «я-концепции» — представления о себе как способном реализовать свои таланты и возможности, жить среди людей и пользоваться их признанием, поддержкой и любовью. Вместо этого развивается негативное представление о своей неспособности, отсутствии уважения окружающих, необратимости происшедших или имевших место болезненных нарушений. Подобное негативное восприятие себя в сочетании с упадническим настроением, чувством бессилия и отказом от активности, установления новых контактов оборачивается потерей любознательности, жизнерадостности, жизненного тонуса, пессимистической оценкой жизненной перспективы.
Рассмотренный неблагоприятный психический настрой при неврозах у детей еще принципиально обратим, во всяком случае в младшем школьном возрасте, пока он не изменил характер и не инвалидизировал психику. Чтобы этого не произошло, все приведенные данные о личностных и клинических проблемах консультируемого ребенка необходимо обсудить с родителями. Во время обсуждения проявляются разногласия в семье по поводу воспитания и становится более явным характер взаимоотношений в семье, включая доминирование и диктат, конфликтность и терпимость, принципиальность и гибкость, жесткость и мягкость, способность пойти на компромиссы и желание перестроить свои неадекватно сложившиеся отношения в области супружеских и родительских отношений. Консультант руководит обсуждением, но не навязывает свою точку зрения и не стремится безоговорочно поддержать одного из родителей. Оптимальная тактика заключается в разъяснении психологических причин семейных разногласий без использования категоричных оценок, осуждений и порицаний. Поскольку объединяющим мотивом обращения за консультацией являются неразрешимые для родителей проблемы ребенка, то именно желание помочь ему и будет цементирующим звеном упрочения их отношений. Подробный анализ клинических и психологических источников развития неврозов у детей заставляет обоих родителей по-новому, и главное более критично, осознать «свой вклад» — неблагоприятными особенностями характера, собственными неразрешимыми или неадекватно решаемыми личностными проблемами, нервным состоянием, к которому не было должной критики, равно как и предшествующей нежеланностью ребенка, несоответствием его пола ожидаемому, чрезмерной принципиальностью и требовательностью, излишней строгостью или полной разрешительностью и непоследовательностью в воспитании.
Объединяющей ролью обладают и тщательно выверенные рекомендации по изменению взаимоотношений с детьми и их воспитания. Тем самым каждый из родителей делает для себя выводы без взаимного обвинения в тех или иных заблуждениях и ошибках, а единая, достигаемая путем анализа и дискуссии тактика воспитания положительно влияет и на супружеские отношения, поскольку основное внимание переводится на проблемы, связанные с улучшением самочувствия, психического и физического состояния ребенка. Среди рекомендаций выделим необходимость более непосредственных, эмоционально ровных и теплых отношений с детьми; уменьшения беспокойства и опеки, чрезмерных ограничений, требований и избыточной стимуляции активности; согласованности и последовательности в воспитании; большей терпимости и гибкости; подчеркивания положительных сторон, достижений без использования частых порицаний, угроз и физических наказаний. Значительное внимание уделяется расширению возрастного диапазона общения, возрастанию активности и жизнерадостности, систематическим занятиям физкультурой и спортом, что как нельзя лучше повышает уверенность в своих силах и чувство личностной компетентности. Возрастание активности, оптимизация возможностей детей, расширение их кругозора и общения нередко вступают в противоречие с рекомендациями невропатолога и врачей-интернистов о необходимости соблюдения строгого лечебно-охранительного режима, недопустимости перевозбуждения от активных движений и ярких впечатлений. Подобные ограничения, как правило, накладываются на длительный срок и не учитывают индивидуальные особенности детей, их реальные психофизиологические возможности, физические и психические резервы. Широко пользуются этими рекомендациями родители, находящиеся в конфликте с детьми, поэтому консультанту следует показать родителям бесперспективность такого чрезмерно опекающего и запретительного подхода как противоречащего диалектике развития, тактике опоры на собственные силы ребенка и активизации его личностной позиции в процессе психотерапии.
Выработка рекомендаций родителям, которые каждый из них записывает в блокнот, заканчивается обсуждением путей конкретной психотерапевтической помощи семье ребенка.
При выраженных конфликтных отношениях в семье и нервных расстройствах у самих родителей им предлагается, прежде чем начать психотерапию детей, пройти раздельное консультирование по поводу своих клинических и личностных проблем. Оно наиболее целесообразно у родителей с нервными расстройствами и характерологическими изменениями, находящимися в конфликте как между собой, так и с детьми. Следует иметь в виду, что невроз у родителей, как правило, предшествует возникновению невроза у детей, который можно расценить как своеобразный способ компенсации нерешенных родительских проблем. В первую очередь это относится к матерям, невротизация которых наблюдается значительно чаще невротизации отцов, что обычно связано с более выраженными эмоциональными и личностными проблемами, перенапряжением нервно-психических сил от совмещения семейных и производственных обязанностей и отсутствием адекватной помощи в уходе и воспитании детей со стороны отца.
Чем более выражены характерологические изменения у родителей, тем менее они склонны перестраивать свои отношения между собой и с детьми, а также обращаться за психологической и психотерапевтической помощью. Неблагоприятная ситуация складывается и когда один из родителей хочет обратиться за консультацией по поводу состояния ребенка, а другой категорически возражает против этого, считая проблемы ребенка несущественными и порожденными воображением партнера в браке. Нередко в последней роли выступают отцы, жестко и наказующе относящиеся к детям иной раз только из-за чрезмерно опекающего и разрешительного отношения матери.
Резистентными к психотерапии детей будут и родители с проявлениями:
1) паранойяльных черт характера (склонность к образованию сверхценных идей, ригидность мышления, нетерпимость и непримиримость к чужому мнению, подозрительность и настороженность и т.д.);
2) истерических черт характера (самовлюбленность — нарциссизм, эгоцентризм и эгоизм, стремление играть только главные роли, переменчивость настроения, двойственность чувств, нагнетание и драматизация проблем);
3) тревожно-мнительных и тормозимых черт характера, боящиеся любого постороннего воздействия на ребенка, даже при явной очевидности необходимости врачебного и психологического вмешательства;
4) магического настроя, веры в потусторонние явления, предсказания и наговоры, лучше устраняемые, по их мнению, экстрасенсорным и оккультным воздействием;
5) поведения типа А, когда из-за постоянной спешки, нетерпения и бьющей чрез край деловитости нет времени, желания, интереса углубиться в проблемы развития ребенка, индивидуализировать процесс воспитания и помочь повседневным участием в его переживаниях и налаживании отношений со сверстниками;
6) одностороннего левополушарного типа воспитания, при котором во главу угла ставятся оценки, интеллектуальные достижения, успехи в точных дисциплинах и иностранных языках в ущерб развитию эмоциональной сферы личности, художественно-творческих, природно-естественных и телесно-физических возможностей и способностей;
7) скепсиса и недоверия к психологическим в своей основе психотерапевтическим методам оказания помощи ребенку.
Вместе перечисленные проявления характера, поведения и психического настроя образуют шкалу психотерапевтической резистентности, оказывающей существенное влияние на эффективность любых психолого-педагогических и психотерапевтических мероприятий.
Психологические консультации для родителей проводятся раздельно и включают обсуждение беспокоящих родителей личных проблем и конфликтных отношений в семье. Далее идет выборочное терапевтическое и неврологическое обследование (в том числе определение артериального давления, типа вегетативной и билатеральной регуляции, активности рефлекторных реакций, способности к релаксации). Основное время уделяется психологическому тестированию, что позволяет родителям лучше понять свое психическое состояние, своеобразие характера и личности.
Приведем перечень опросников, специально разработанных нами для психологического консультирования родителей: 1. Эмоциональная чувствительность к стрессу. 2. Медицинская шкала (список соматических заболеваний). 3. Шкала-определитель типа вегетативной регуляции. 4. Психотравмирующие сферы. 5. Удовлетворение потребностей супругом (супругой). 6. Шкала невротизма. 7. Причины стресса. 8. Шкала переживаний. 9. Импульсивность. 10. Эмоционально-депримированный настрой. 11. Ипохондрия. 12. Динамические аспекты стресса. 13. Сентиментальность (мужская и женская). 14. Внушаемость. 15. Шкала страхов. 16. Тревожность. 17. Мнительность. 18. Магический настрой. 19. Мифический настрой. 20. Левополушарная направленность. 21. Поведение типа А. 22. Контроль. 23. Ригидность мышления. 24. Принципиальные основы воспитания. 25. Чувство «я». 26. Инстинкт самосохранения. 27. Доминантность. 28. Паранойяльность. 29. Эмпатия. 30. «Проблемные ситуации». 31. Блокированные потребности. 32. Самооценка. 33. Упрямство. 34. Эмоциональная память. 35. Шкала резистентности. 36. Невропатия. 37. Невротический профиль личности (10 шкал).
Анализ каждого опросника проводится сразу после заполнения, что дает возможность конкретизировать влияние его показателей на психическое состояние, воспитание детей и отношения в семье. По мере ознакомления с результатами обследования и появления более критического восприятия себя заметно меняется отношение к своей роли в происхождении семейных конфликтов и проблем воспитания. Одновременно возрастает чувство личной ответственности, более адекватным становится внутренний и внешний локус контроля, во многом снимаются обвинения в адрес другого родителя и ребенка за развитие проблемных ситуаций в семье. Обследование завершается анализом (по специальной схеме) взаимоотношений и характера воспитания в детстве, в родительской семье. Поскольку используются одни и те же вопросы стандартизированного интервью, то видны отрицательные аналогии в воспитании, супружеских и родительских отношениях в прошлом и настоящем. В этом заложен мощный фактор самокоррекции, когда происходит осознание непроизвольного характера повторения неадекватных семейных стереотипов взаимоотношений и относительно успешнее идет процесс их перестройки.[…]

Контрольные вопросы

  1. Как проводится медицинская диагностика невротических расстройств у детей?
  2. Какие стороны детско-родительских отношений изучаются психотерапевтом?
  3. С помощью каких методов исследуются взаимоотношения в семье?
  4. Охарактеризуйте основные проявления неврозов у детей дошкольного - младшего школьного возраста.
  5. Что понимается под "чувством личностной недостаточности" ребенка?
  6. Какова роль характерологических изменений у родителей в формировании неврозов у детей?
  7. Какие личностные черты родителей способствуют возникновению невротических расстройств у детей?
 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.