Темперамент, его виды и свойства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Каждый человек рождается с индивидуальными особенностями психики. Психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры. В процессе воспитания и обучения надо опираться на имеющиеся у него от рождения устойчивые свойства психики, или свойства темперамента. Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, проявляющиеся в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Свойства темперамента остаются постоянными на протяжении жизни человека и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Динамическая сторона психической деятельности человека характеризуется:
а) скоростью возникновения процессов возбуждения и торможения, их устойчивостью;
б) их сбалансированностью;
в) их силой.
Свойства темперамента проявляются у человека одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Свойства темперамента устойчивы, постоянны и закономерно связаны между собой. Образуя определенную структуру, они характеризуют тип темперамента.
Научное объяснение природы темперамента дал И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы, показав, что физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, который, в свою очередь, характеризуется тремя основными показателями:
1) силой процесса возбуждения и торможения;
2) их уравновешенностью;
3) подвижностью нервных процессов, то есть как быстро один процесс может сменить другой.
И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:
1) сильный, неуравновешенный – холерик;
2) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
3) сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
4) слабый – меланхолик.
Эти четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) являются наиболее обобщенными, хотя число комбинаций типов темперамента очень велико.
Для холерика характерна повышенная эмоциональная возбудимость, преобладание процесса возбуждения, ускоренный темп психических реакций, высокая активность с преобладанием реактивности: несдержан, вспыльчив, легко выходит из себя, плохо контролирует эмоции.
Сангвинику присуща повышенная активность с уравновешенной реактивностью, высокий темп реакций, контролирует чувства и эмоции, дисциплинирован, высокая работоспособность, хорошо привыкает к новой обстановке.
Флегматик демонстрирует малую эмоциональную возбудимость, замедленный темп психических реакций, он часто уходит в себя, тяжело воспринимает перемену обстановки, сильное влияние на него оказывают образы памяти.
Меланхолик обнаруживает повышенную, болезненную чувствительность, замедленный темп реакций, депрессивный характер эмоций, уход в себя.
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых зависит формирование личности.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.