Воля. Волевые качества личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий. Воля – это деятельная сторона психики. Она регулирует деятельность человека, служит усилению ее мотивации, придает смысл деятельности. Возникает это свойство психики только у человека, в связи с развитием трудовой деятельности и становлением общества.
Ввел понятие воли еще Аристотель, охарактеризовав волю как такой фактор души (психики), который способен изменять поведение: усиливать, менять направление, останавливать действие.

Воля характеризуется: 1) активным состоянием психики и поведения человека; 2) рациональностью (человек спрашивает себя: зачем, почему, как); 3) преодолением трудностей, которые могут быть объективными и субъективными; 4) появлением эмоционального удовлетворения по завершению волевого действия, но не во время его совершения.
Нейрофизиологическая основа воли – суммарная работа всего мозга: тонус активности создает подкорковая зона, получает и перерабатывает информацию вся кора головного мозга, контролируют и оценивают результаты лобные доли коры.
Воля – не врожденное качество личности, она вырабатывается в онтогенезе в ходе воспитания.. Этому способствует преобразование импульсивных, непроизвольных психических действий в осмысленные, целесообразные и произвольные. Происходит это постепенно в ходе общения ребенка со взрослыми, по мере развития мышления, речи, внимания, памяти. К трем годам появляются сигналы формирующейся воли, волевые качества личности (энергичность, настойчивость и др.), ребенок начинает говорить: «Я сам. Я умею. Я могу». В подростковом и юношеском возрасте происходит активное проявление волевых качеств личности.
Воля – очень важное психическое свойство, не случайно о людях энергичных, деловитых, решительных говорят: «волевой человек». В повседневной жизни волевые характеристики человека выражаются многими понятиями: выдержка, самообладание, уверенность, целеустремленность, настойчивость и т.д.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.