На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психотерапия для психотерапевтов: постановка проблемы
Психотерапия для психотерапевтов: постановка проблемы
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Соловьева С.Л.
СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург
Впервые данные о печальной «врачебной» статистике появились в работе доктора Уоллока «Умершие доктора не лгут»: «средняя продолжительность жизни американцев сегодня, – пишет автор, – 75.5 лет, а продолжительность жизни врача – 58 лет. так что если вы хотите отвоевать у жизни 20 лет, не поступайте в медицинскую школу». В книге Ф. Капра «Уроки мудрости» (1996) отмечается: «В соединенных Штатах средняя продолжительность жизни врачей на 10-15 лет меньше, чем у населения в целом,... нужно помнить о большой ответственности, которая лежит на врачах, и об их постоянной причастности к страданиям....имеется тенденция заботиться о самом себе в последнюю очередь», – отмечает К.Саймонтон.

«Среди врачей высока не только заболеваемость, но также и количество самоубийств, разводов и других проявлений социальных патологий», – продолжает ту же мысль М.Локк».
Исследование, проведенное в Ростовском государственном медицинском университете на выборке из трех тысячи практикующих медиков в возрасте от 26 до 83 лет, показало: врачи, которые должны нести в массы представление о здоровом образе жизни, сами этой стратегии не придерживаются, отодвигают заботу о себе на задний план.
Продолжительность жизни врачей, по данным ВОЗ, составляет в среднем 54 года. Самый рискованный контингент – хирурги, реаниматологи и анестезиологи. одно из первых мест по степени риска занимают психиатры и психотерапевты. исследование ростовских ученых показало, что на пределе психических нагрузок работают не только те, кто стоит у операционного стола или выхаживает пациента в реанимационном отделении. 63 процента врачей различных специализаций признали, что испытывают синдром «эмоционального выгорания». исследования последних лет свидетельствуют о том, что общая и профессиональная заболеваемость медиков приравнивается к таковой у лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда (И.А.Парпалей, О.О.Лазуренко, Т.А.Тамакова, 2007). Так, показатель заболеваемости в здравоохранении в 30 раз выше, чем в народном образовании, и в 33 раза выше, чем в торговле и общественном питании (Г.Г.Онищенко, 2000).
Обращает на себя внимание чрезвычайно большое количество зарубежных публикаций, посвященных массовому характеру алкогольной и наркотической зависимости врачей, особенно мужчин. Причем авторы считают этот феномен следствием повышенного профессионального риска и непосредственно связывают его с синдромами хронической усталости и «эмоционального выгорания».
В наибольшей степени «эмоциональное выгорание» характеризует работу врача-психотерапевта. Врачи-психотерапевты по роду своей деятельности имеют дело с теневой, негативной стороной жизни: пациенты не приходят за помощью, когда они счастливы и чувствуют себя хорошо; они приходят к врачу, когда им плохо, страшно, когда они испытывают боль, дискомфорт. Пациент приходит, как правило, исчерпав все доступные ему возможности справиться с проблемой, истощив все ресурсы. Врачам приходится иметь дело не только с усталостью и безнадежностью, но также с болью, страхом, страданием, умиранием, смертью. Устанавливая контакт с этим миром страха и боли, психотерапевт работает собой, используя свою психическую структуру с ее спокойной уверенностью, искренностью и теплотой как инструмент профессиональной работы с больным. Предполагается наличие у психотерапевта неисчерпаемых запасов силы, уверенности и тепла, умение противостоять отчаянию, враждебности и тревоге, за которым стоит личный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций.
Работа психотерапевта адресована самым сложным и глубоким психическим структурам; по умолчанию она опирается на такие категории, как понятия справедливости, добра и зла, апеллируя к мировоззрению пациента. обращаясь за помощью, современный больной не просто хочет избавиться от симптома; как правило, он бессознательно ищет в личности врача опору и поддержку, своеобразную философию жизни, в которую страдание и смерть вписываются как закономерные и естественные элементы жизни. современный пациент нуждается в объяснении и обосновании смысла и содержания как процесса жизни, так и смерти. он ищет некоторой духовной, идеологической, экзистенциальной, даже мистически-религиозной составляющей картины мира, на которую он может опереться, которая дает ему возможность принятия и контроля происходящего. Предполагается наличие у врача не только соответствующего профессионального уровня, но и определенного жизненного опыта, а также и некоторого знания, позволяющего этот опыт интерпретировать и экстраполировать в будущее.
По нашим наблюдениям, эффективный психотерапевт обладает опытом переживания и преодоления четырех базовых жизненных ситуаций – ситуации приобретения, утраты, угрозы и неопределенности, – и владеет разнообразными психотерапевтическими технологиями по интеграции этого опыта в картину мира своих пациентов. Пациент психотерапевтической клиники в момент обращения переживает, как правило, ситуацию, которую психологически можно определить как ситуацию неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, естественной реакцией на которую является тревога. одной из первых задач в работе врача обычно является нивелирование тревоги и страха у пациента, что предполагает прежде всего снятие неопределенности, предоставление информации, обозначаемое иногда понятием «рациональная психотерапия». тревога пациента дополняется широким спектром переживаний, с которыми психотерапевт последовательно взаимодействует, реализуя конечную цель – избавление от страдания.
Однако, в отличие от «наивного» пациента, который думает, что существует лекарство от всех болезней, что любую психологическую проблему можно решить, и любые взаимоотношения можно наладить, психотерапевт лишен этих счастливых иллюзий. Понимая свои профессиональные границы, как и неисчерпаемость человеческой природы, сложность человеческих отношений, врач может прийти к выводу о принципиальной невозможности решения какой-либо проблемы, о невозможности налаживания каких-либо взаимоотношений. При этом предполагается психологическая устойчивость врача, способность сохранять самоуважение и аутентичность, справляться с беспомощностью. Даже не вербализуя свои философские и мировоззренческие представления, позволяющие сохранять душевное равновесие, психотерапевт обозначает их поведением, манерой вести себя. Формируется «психотерапевтический имидж» как инструмент работы врача, результат которой можно рассматривать в качестве «мифа», позволяющего пациенту выжить. так, ориентация на интернальный локус контроля, который никогда не соответствует действительности, включающей в себя элемент случайности, на практике часто оказывается «продуктивным мифом», создаваемым психотерапевтом, для которого приоритетом является не соответствие реальности, а выживание и адаптивность клиента.

Помогая пациенту создать вокруг себя такую субъективную реальность, в которой он может существовать, психотерапевт исходит из собственной субъективной реальности, более масштабной, в рамках которой любое событие может быть переформулировано на противоположное. на практике тот «миф», в котором существует психотерапевт в своей профессиональной жизни, имеет под собой мощную философскую или религиозную основу.
Источник: Сборник научных статей
Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, декабрь, 2015 г. – Вып. XV. / Под общей редакцией акад. Ран Мазурова В.И – сПб.: изд-во «альта астра» – 2015. – 158 с. (Программа «Психосоматическая медицина»)

 

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.