Зачем риторика заикающимся?
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Сметанина Е. Н. (Москва)
Десятилетняя практика риторических тренингов в группах взрослых и подростков, исправляющих заикание, подарила мне многие минуты профессионального удовлетворения и искренней радости от сопереживания успеха учеников. Эти занятия стали эффективным и существенным компонентом системы логопедических и психотерапевтических методик исправления заикания. Почему?
1. Одно из сущностных определений заикания: «заикание – это нарушенное общение»; одно из рабочих определений риторики: «риторика есть наука о способах создания речевого поступка».

Очевидно, что формировать новое речевое поведение заикающихся бороться со страхом речи и ошибками мышления логопедам и психологам может помочь риторика. На наших занятиях ученики знакомятся с законами естественного гармоничного общения, учатся анализировать речевую ситуацию и взаимосвязь её компонентов, оценивают здравый коммуникативный смысл, заложенный в стандартных речевых действиях. Осваивая варианты таких речевых поступков, как: знакомство, телефонный разговор, деловая и светская беседы, комплимент и поздравительная речь, публичное выступление и др., - наши ученики наращивают речевую уверенность и ценный опыт эффективной коммуникации.
2. Важнейшим условием исправления заикания является соединение речи и спокойствия. Чрезвычайное внимание этому фактору уделяет автор методики «Устойчивая нормализация речи заикающихся» профессор Лилия Зиновьевна Арутюнян. Риторическое сопровождение помогает в организации функциональных тренировок, на которых отрабатываются и самые простые речевые поступки, и публичные выступления.
3. Желанная речевая свобода, живое словесное творчество предполагают умение импровизировать. Со времен Древней Греции риторам известны техники развития таких умений и навыков. На занятиях мы рассматриваем и пробуем осваивать вечные универсальные модели развития мысли, которые в плане «изобретения текста» делают нас при желании настоящими речевыми "perpetuum mobile" .
4. Известно, что заикающиеся, прежде чем произнести, часто сочиняют и проговаривают свой текст внутренней речью. А поскольку по очевидным причинам привычным и образцовым текстом становится для них книжный текст, то и в устной речи заикающиеся часто говорят «по-писанному». Они используют много книжных элементов и в лексике, и в синтаксическом построении высказывания. Значит, чтобы помочь им уйти от прежнего речевого стереотипа, важно сделать их разговорную речь по-настоящему разговорной и вылечить ее от этой стилистической приметы прежней, заикливой речи.
5. Исправление заикания – длительный и сложный процесс личностной перестройки, и он должен быть мощно мотивирован. Одним из стимулов упорной, деятельной, творческой работы над собой может стать формирование речевого идеала по примеру или представления о своем собственном успешном речевом имидже. В речевом центре «Арлилия» проводятся конкурсы ораторов среди выпускников, исправивших заикание. Они производят очень сильное впечатление на всех присутствующих. Регулярные встречи арлилиевцев, находящихся на разных этапах исправления заикания, на речевых экзаменах в форме публичных выступлений по разнообразным темам: «Это интересно», «Человек, которым я восхищаюсь», «Приезжайте – посмотрите!», «Мое любимое произведение искусства» и др.,- в форме диспутов на актуальные темы, конечно, дают воодушевляющие примеры для подражания. А на занятиях по риторике обсуждается техники публичных выступлений, осваиваются основы высокого красноречия, т.е. у каждого есть возможность убедиться в том, что ораторскому мастерству можно учиться.
Несмотря на то, что в случае исправления заикания риторические тренинги выполняют вспомогательную функцию по отношению к логопедическим и психотерапевтическим практикам, их собственно психотерапевтическое воздействие очень существенно. Уходят стереотипы прежнего речевого поведения, корректируются ошибки мышления неумелого собеседника. Накапливается позитивный опыт удовлетворения от маленьких коммуникативных побед, радости речевого успеха в живом общении при соблюдении освоенных на риторических занятиях правил. Обретается речевая уверенность, развивается коммуникативная активность, расширяется круг общения.
Можно предположить, что риторические тренинги эффективны не только при исправлении заикания, но и в контексте разных логопедических и психотерапевтических методик. Хотелось бы надеяться, что студенты психологических и дефектологических факультетов будут изучать основы риторики и в своих будущих практиках использовать эти знания.

Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.