На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь рефлексии и самосознания личности подростков
Взаимосвязь рефлексии и самосознания личности подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

М. А. Романова, А. М. Лужецкая
ФГБОУ ВПО «Педагогический Институт Иркутского Государственного
Университета», г. Иркутск Россия
Abstract. The article is devoted to the problem of influence the reflective abilities in the development of adolescent self-consciousness. It is considered an overview of reflective skills and the importance of their development in adolescents. The results of the study in terms of development of reflection in adolescents.
Keywords: self-consciousness, reflection, reflective skills.

Подростковый возраст является труднейшим периодом в жизни человека и несет в себе значительные изменения личности взрослеющего ребенка. Наиболее значимой сферой личностного развития в этом возрасте является самосознание, выполняющее функцию саморегуляции и познания в психической жизни личности [5]. Именно на основе самосознания формируется такое актуальное новообразование этого возраста, как рефлексия [3].
Рефлексия позволяет корректировать деятельность и общение личности, произвольно управлять своим поведением. Поэтому развитие рефлексивных умений помогает осознать свои реальные достижения и недостатки, а также предполагает стремление к самосовершенствованию посредством деятельности и общения с другими людьми [1].
В настоящее время существует многообразие подходов к исследованию проблемы рефлексии и самосознания личности, но сами рефлексивные умения мало изучены.
Е.И. Истомина под рефлексивными умениями понимает способность осознавать и оценивать себя и других как субъектов познавательной деятельности и изменять свою деятельность в результате данного оценивания [2]. Т.Ф. Ушева выделяет следующие виды рефлексивных умений: кооперативные, интеллектуальные, личностные, коммуникативные. Под кооперативными умениями автор понимает способность к самоопределению в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности [4].
Под интеллектуальными умениями подразумевается определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана. Личностные умения характеризуются адекватным самовосприятием и способностью анализировать себя, определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки.
Коммуникативные умения подразумевают возможность «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития [4].
В рамках исследования «Влияние рефлексивных умений на развитие самосознания личности подростков» были продиагностированы 64 человека, учащиеся г. Иркутска МБОУ СОШ № 38 в возрасте 12-13 лет.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Данные по диагностической методике О.С. Анисимова «Определение уровня рефлексии» показали, что лишь 1% испытуемых имеют низкий уровень рефлексии, у 34% испытуемых уровень ниже среднего. Это говорит о некритичности мышления и неразвитости индивидуальной рефлексии мыследеятельности. 50% испытуемых имеют средний уровень, что свидетельствует о затруднениях в индивидуальной рефлексии мыследеятельности, а также о критичности мышления. Уровень выше среднего (14%) и высокий уровень (1%) у испытуемых свидетельствует о критичности мышления, а также о достаточно высоком уровне рефлексивности мышления (в частности, сформированности индивидуальной формы рефлексии мыследеятельности).
Анализ результатов, полученных с помощью методики определения уровня рефлексивности В.В. Пономаревой и А.В. Карпова, показал, что 37% испытуемых имеют высокий уровень рефлексивности. Это говорит о склонности обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. У 41% испытуемых средний, а у 8% – низкий уровень рефлексивности. Это говорит о том, что испытуемым в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Он редко обдумывает свою деятельность в мельчайших деталях, ему сложно прогнозировать возможные последствия. Такой испытуемый испытывает сложности при постановке себя на место другого, ему сложно предсказать его поведение.
Изучения самосознания испытуемых проводилось с применением следующих методик: тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; проективная методика «Косвенного исследования структуры самооценки» Е.Т. Соколовой и Е.О.Федотовой; методика изучения локуса контроля «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина; методика «Самооценки» Б.А. Сосновского; методика «Кто я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда. При помощи методик (тест-опросник самоотношения, разработанного В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым и проективной методики «КИСС» Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой) был определен характер самоотношения. 23% испытуемых имеют позитивный характер самоотношения, что говорит о высоком показателе на бессознательном уровне самоотношения, а также низком показателе по шкале «самообвинение». Конфликтный характер имеют 77% испытуемых, что выражается в несогласованности показателей аффективного компонента самоотношения по данным опросника и проективной методики.
Методика изучения локуса контроля «Уровень субъективного контроля», показала, что 100% испытуемых имеют низкий уровень субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
По методике «Самооценки» Б.А. Сосновского, 3% испытуемых имеют самооценку низкую неадекватную Испытуемые не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. 33 % испытуемых имеют среднюю и высокую адекватную самооценку, что говорит о правильном соотнесении своих возможностей и способностей, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Высокую неадекватную имеют 32% испытуемых. У испытуемых возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

Результаты по методике «Кто Я?» распределились следующим образом. По типу оценки идентификационных характеристик к эмоционально-полярному типу относятся 37% испытуемых (24 человека). Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии. Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.
54% экспериментальной группы (35 человек) относятся к уравновешенному типу. Для них, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей. 9% испытуемых (5 человек) относятся к сомневающемуся типу. Это говорит о переживании кризиса в своей жизни, а также свидетельствует о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).
Полученные данные были использованы при разработке программы по развитию рефлексивных умений подростков.
Литература
1. Вачков, И. В. Уровни профессионального самосознания учителя [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2000. – № 5. – С. 12-13.
2. Истомина, Е. А. Развитие рефлексивных умений учащихся старших школьников [Текст] / Е. А. Истомина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 55. – С. 381-383.
3. Кроповницкий, О. В. Психология подростка. Тренинг личностного роста [Текст]: учебное пособие / О. В. Кроповницкий. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 128 с.
4. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007. – 88 с.
5. Шнейдер, Л. Б. Кризисные состояния у детей и подростков [Текст]: направления работы школьного психолога / Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 58-62.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.