Проблема доверия в отечественной психологии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Скрипкина Т.П. (Москва)
Доверие как предмет научной рефлексии вошло в отечественную психологию сравнительно недавно – в 90-е годы прошлого столетия. Немногим более чем за 15 лет доверие стало предметом исследований множества ученых, работающих не только в психологической науке, но и практически во всех других социально-гуманитарных науках. Столь высокая научная популярность данного предмета исследования обусловлена множеством функций, которые выполняет доверие, как в социальной жизни общества, так и в обыденной жизни каждого отдельного человека.

Другая причина популярности доверия как предмета исследования - это остро ощущаемая дифицитарность доверия, порожденная распадом СССР и всеми теми негативными социальными явлениями, которые сопровождали распад государства, снизив уровень социального доверия в обществе до критического минимума. Как показал анализ, доверие есть универсалия всех типов и видов социальных отношений: экономических, политических, социокультурных и межличностных. Поэтому оно выступает как универсальный императив «культуры мира», который основывается на позитивном понимании мира, сочетании ценностных установок с учетом разных культурно-исторических идентификаций, традиций, типов поведения и образов жизни. Особая специфика данного явления заключается в том, что наличие доверия в жизни людей настолько естественно, само собой разумеющееся, что оно начинает осознаваться, только когда, когда по каким-либо причинам утрачивается. Именно в той связи доверие столь быстро и активно вошло в научную проблематику, что именно ему, с одной стороны, принадлежит ведущая роль в организации социального взаимодействия и взаимопонимания людей, а с другой стороны, осознается важнейшая роль доверия в регуляции всех видов социальных отношений только в кризисной ситуации утраты доверия.
В любой области общественного бытия всегда присутствует доверие (или недоверие), проявляемое отдельным индивидом, группой или обществом. В этой связи пришло осознание, что доверие представляет собой тотальную эмпирическую категорию, которая требует адекватного теоретического осмысления как существенной характеристики функционирования социального организма, без которого объяснение общества не может состояться.
Среди отечественных исследователей - психологов, внесших вклад в разработку данной проблемы, прежде всего, следует назвать В.П.Зинченко, А.Б.Купрейченко, Т.П.Скрипкину, И.В.Антоненко, А.Л.Журавлева, В.Н.Куницину, В.И.Лебедева, П.Н.Шихирева, Е.А.Холмогорова и многих, многих других.
Доверие – столь сложное явление, что, несмотря на многочисленные эмпирические и менее многочисленные теоретические исследования, у авторов до сих пор не выработалось единого мнения относительно сущности доверия и доверительных отношений человека. Будучи предметом исследования социальной психологии, доверие осмысливается, прежде всего, как социально-психологическое отношение, фиксирующее психологические результаты взаимодействия социальных субъектов. Таким образом, одно из важнейших теоретико-методологических оснований интерпретации доверия и доверительных отношений - это система отношений, в которую включен каждый человек. Поскольку взаимодействие чаще всего протекает в ходе совместной деятельности, то вторым важным методологическим основанием изучения доверия является деятельностный подход. Третье методологическое основание изучения доверия связано с ценностно-смысловой структурой сознания, так как проявление доверия/недоверия – всегда сознательно регулируемый процесс. Следующее теоретическое основание, на которое опираются исследования, посвященные доверию/недоверию, является системный подход и его отдельные положения.
Важным источником концептуальных представлений авторов является активно разрабатываемый в современной отечественной психологии субъектный подход. Здесь доверие рассматривается в качестве свойств человека как субъекта, а также как одно из оснований, позволяющих человеку быть подлинным субъектом собственной жизни. Поскольку доверие – это феномен, который выделяется на различных уровнях анализа, выделяют три относительно самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных вида доверия: базовое доверие к миру, доверие к другим людям и доверие к себе. В настоящее время проведено значительное количество исследований, посвященных каждой стороне проявления доверия, разработаны методы измерения, написаны обобщающие работы.
На основе названных методологических позициий в современной отечественной психологии имеют место три общепризнанных концепций доверия: концепция доверительных отношений личности, разработанная Т.П. Скрипкиной, социально-психологическая концепция доверия, разработанная И.В.Антоненко и концепция доверия\недоверия как относительно самостоятельных социально-психологических явлений, разработанная А.Б.Купрейченко. Среди авторов, изучающих доверие, имеются разногласия относительно содержания, структуры и функций доверия.
Так И.В.Антоненко [1] были выделены следующие структурные компоненты доверия: субъект и объект доверия, отношение доверия, деятельностное содержание доверия, функциональный орган доверия, субъектные, объектные, средовые и ситуационные факторы доверия, ситуация доверия, социально-психологический механизм доверия, перцептивное, интерактивное и коммуникативное содержание доверия. Вместе с тем, далеко не все авторы согласны, что в акте доверия могут существовать субъек-объектные отношения, т.к. актуальным является анализ доверия как взаимоотношения партнеров, формирующихся на основе сопоставления взаимных оценок, установок и ожиданий [4, с.58]. Эту же точку зрения разделяет и автор данной статьи. Более того, уместно говорить о взаимопорождении отношений доверия/недоверия партнерами по взаимодействию в процессе самого взаимодействия. Проведенный нами анализ показывает, что представления партнеров по взаимодействию о мере адресуемого доверия от партнера взаимодействия, порождает весь спектр межличностных феноменов, в основании которых лежит либо доверие, либо его отсутствие (от искренней дружбы, авторитетности до циничного манипулирования доверием).
Подход к доверию как психологическому отношению предполагает в структуре доверия выделять когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает представления участников взаимодействия о себе и друг о друге, а также позитивные ожидания, связанные с поведением партнера по взаимодействию. Эмоциональный компонент включает эмоциональные оценки взаимодействующих субъектов и поведенческий компонент связан с готовностью к определенным действиям в отношении второго участника, самого себя и сложившихся условий.
Авторами также описаны многочисленные функции, которые выполняет доверие в жизни человека и общества. Причем, как показано рядом авторов, эти функции носят разноуровневый характер. Описаны и выделены бытийные фундаментальные функции, к которым, в частности относятся: функция моделирования целостности бытия, функция моделирования целостности личности, функция связи человека и мира в общую онтологическую систему и некоторые другие. Описаны и изучены социально-психологические функции доверия: познание и самопознание, формирование и воспроизводство социальных отношений, самоопределение субъекта, оптимизация социального взаимодействия, обеспечение эмоционального комфорта, снижение уровня напряжения и стресса в отношениях и мн. другие.
Авторами выделены также инструментальные функции доверия: активизация коммуникации и взаимодействия, редукция сложных отношений к определенной степени доверия/недоверия, групповая индентификация и дифференциация, перцептивная функция, предсказательная функция и др.
И, наконец, несколько слов об основных направлениях изучения доверия в Российской психологии. В настоящее время доверие стало предметом исследования практически во всех направлениях социальной практики и социального взаимодействия людей на всех уровнях функционирования общества и личности.
Пожалуй, первая обобщающая коллективная монография, посвященная анализу различных эмпирических исследований доверия вышла в 2004 году под ред. Т.П.Скрипкиной «Доверие в социально-психологическом взаимодействии» [2]. В книге анализируются основные результаты исследований, выполненных Т.П.Скрипкиной и ее учениками. В ней содержится анализ материалов, посвященных изучению социальных и межличностных доверительных установок в Российском обществе, и в особенности в северо-Кавказском регионе. В монографии также содержится анализ особенностей доверия к себе и к другим в различных социальных группах и сферах жизнедеятельности людей. Так, изучалось доверие при восприятии индивидуальности (Социально-перцептивный аспект доверия). Большое место занимает анализ исследований, посвященных изучению доверия в групповом взаимодействии: в статусных межличностных отношениях (на примере Российской армии), в группах несовершеннолетних преступников; изучаются особенности проявления доверия в педагогическом взаимодействии: в системе «учитель-ученик», авансированное доверие как условие саморазвития личности школьника, доверие как условие конструктивного внедрения инноваций в образовательный процесс; доверие к себе как условие самореализации в различных профессиональных сообществах. Изучалось также доверие в бизнесе и предпринимательстве (на примере рекрутинговой деятельности).
Особый раздел книги посвящен изучению особенностей функционирования доверительных установок личности в экстремальной ситуации. Показано, что в таких ситуациях доверие может выступать фактором повышения адаптационных возможностей личности. В данном разделе в качестве эмпирического объекта исследования выступили военнослужащие, призванные к службе в зоне военных действий, а также мигранты и вынужденные переселенцы, у которых кризис доверия выступает причиной дезадаптации в новых социокультурных условиях.
Большое место уделено разделу «Доверие и онтогенетическое развитие личности». Обобщение материалов последнего раздела легло в основу монографии, вышедшей в 2012 году «Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе»[6], где показано, что дети, изначально лишенные доверительных отношений с близкими взрослыми, и воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют иную стратегию развития личности и межличностных контактов, нежели дети, растущие в семье. Обобщающие монографии вышли также под редакцией А.Б.Купрейченко. Так, А.Б. Купрейченко и ее ученики изучали соотношение доверия и недоверия как относительно самостоятельные социально-психологические феномены и их проявления в различных сферах жизнедеятельности человека. В частности ими были выделены: групповые характеристики доверия и недоверия личности к другим людям; личностные детерминанты, психологические типы доверия и недоверия, а также особенности доверия и недоверия личности рекламе. Особое место в данной группе исследований занимают проблемы доверия и недоверия в организациях и в предпринимательской деятельности. Особый пласт изучения доверия, предпринятый А.Б.Купрейченко, относится к изучению доверия как нравственного отношения личности в бизнесе и в предпринимательстве. Кульминацией научного творчества А.Б.Купрейченко стала коллективная монография, вышедшая в 2013 году «Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества» [3], где А.Б.Купрейченко и И.В.Мерсиянова выступили в роли ответственных редакторов. В данной монографии впервые в отечественной психологии большое место отведено изучению так называемого социального доверия и его роли в развитии гражданского общества. В данном разделе доверие рассматривается как фактор стабильности общества, изучается доверие населения к различным организациям, существующим в гражданском обществе, а также доверие граждан к деятельности государственных служащих. Отдельная глава монографии посвящена изучению доверия как фактора экономического развития в рамках экономической психологии.

Нельзя не отметить, что отдельными авторами также изучается доверие в помогающих профессиях: медицине, психотерапии, образовании, в работе психолога и социального работника, где получен огромный массив эмпирических данных об особенностях функционирования, механизмах и феноменологических характеристиках такого сложного, трудно изучаемого предмета исследования, которым является доверие.
Литература
1.Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. --М.2004
2. Доверие в социально-психологическом взаимодействии //Под ред. Т.П.Скрипкиной. Ростов-на-Дону, 2004
3. Доверие и недоверие в условиях гражданского общества //Под ред. А.Б.Купрейченко, И.В.Мерсияновой. -Москва, 2013
4.Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М. 2008
5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. -М., 2000
6. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе. -Ростов-на-Дону, 2012
Источник: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г. - М.: Университет РАО, 2014.-— 777 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.