На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Гендерные особенности проявлений девиации у подростков
Гендерные особенности проявлений девиации у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бисерова Г.К.
Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета, г.Елабуга

Многие десятилетия девиантное поведение подростков является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем современного общества. На всем пути развития человеческой цивилизации были попытки правового регулирования агрессии и насилия, которые, все же, не увенчались успехом. Напротив, за последние годы наблюдается рост девиации среди подростков, совершающих агрессивные действия. Такое социально опасное поведение уже давно стало предметом исследования ученых, и профилактика и коррекция девиантности является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем (А. Бандура, Н.А. Пушкарева, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.).

 

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [3, с. 362-370].
Девиантные проявления у подростков очень часто являются следствием отклонений в развитии личности, которые обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов: личностных, фенотипических, индивидуальных. В период раннего развития играют роль индивидуальные и фенотипические факторы. Но начиная с подросткового возраста в регуляции поведения важнейшую роль играют психологические характеристики личности, в том числе гендерные.
Проблематике гендерных различий сегодня уделяется большое внимание, т.к. понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин. При этом актуализация гендерных проблем происходит именно в подростковый период. Изменения тела подростка и наступление эротических переживаний обуславливает формирование половой идентичности подростка. Главная роль принадлежит общепринятым образцам маскулинности-фемининности. Полотипизированные подростки стараются подражать стереотипным образцам маскулинности/фемининности и, зачастую, выбирают в качестве образцов героев шоу-бизнеса, СМИ. Стараясь соответствовать этим образцам, они демонстрируют неприемлемые с социальной точки зрения формы поведения: агрессивные действия, употребеление наркотиков и алкоголя.
Следовательно, физические изменения влияют на самооценку и чувство собственной значимости. Диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным. Это вызывает беспокойство, способствует возникновению острых конфликтных ситуаций, агрессивности, депрессивного поведения, поведенческих нарушений и, как следствие, хронический невроз.
Исследователи подросткового возраста считают данный возрастной период наиболее благоприятным для преступности. Однако, как показывают результаты исследований, причинами девиантного поведения подростков являются не только возрастные изменения. Такое поведение неодинаково проявляется у мальчиков и девочек, у которых проявления девиантности рассматривается как совокупность индивидуальных характеристик и как своеобразная гамма вариантов развития учащихся этого возраста.
Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантного поведения подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.
Для исследования проявлений девиантности у подростков мы обратились к методике А.Н. Орела
«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» [2, с. 141-154]. Исследовались мальчики и девочки от 12 до 15 лет(две выборки, по 15 человек в каждой группе). Результаты получились следующие.
На умеренную тенденцию давать социально-желательные ответы указывают показатели низкого уровня выраженности по шкале «установки на социальную желательность» – у девочек 8%, у мальчиков – 12%. О желании испытуемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм и умышленное стремление показать себя в лучшем свете говорят показатели со средним уровнем по этой же шкале. И у девочек и у мальчиков они равны и составляют 48%. Высокую настороженность подростков по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам показывают результаты с высоким уровнем выраженности по этой шкале. Они составляют у девочек 47%, а у мальчиков 34%.
Шкала «склонность к определению норм и правил»: результаты с низким уровнем у девочек –53%, у мальчиков – 80%. Это говорит о конформных установках испытуемых и склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. Средний уровень по данной шкале составляет 48% у девочек и 12% у мальчиков. Это указывает на выраженность нонконформистских установках испытуемых, на склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, на склонность «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Высокий уровень по этой шкале составляет у девочек – 0%, у мальчиков – 8%, что свидетельствует чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма.
По шкале «склонность к аддиктивному поведению», показатели у девочек (90%) и мальчиков (65%) с низким уровнем говорят о невыраженности аддикции или же о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Показатели среднего уровня по данной шкале у девочек (10%) и у мальчиков (35%) указывают на предрасположенность подростков к уходу от реальности, о склонности к иллюзорно-компенсаторскому способу решения личностных проблем, об ориентации на чувственную сторону жизни. Показатели высокого уровня и у тех и у других равны 0%, что свидетельствует о достоверности результатов по этой шкале, либо об отсутствии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях.
Шкала «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», низкий уровень (у девочек
– 78%, у мальчиков – 71%)говорит об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Показатели среднего уровня (у девочек – 22%, у мальчиков – 29%,) говорят о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистких тенденциях. Результаты с высоким уровнем у девочек и у мальчиков составляют 0%, т.е. результаты достоверны.
Шкала «склонность к агрессии и насилию». Низкий уровень (девочки 82%, мальчики 68%) говорит о
невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем. Средний уровень (18% у девочек, 32% у мальчиков) свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемых. Результаты с высоким уровнем у тех и других не выявлены, т.е отсутствует агрессивная направленность.

Шкала склонности к девиантному поведению (у девочек 68%, у мальчиков 60%), указывают на невыраженность указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности говорит о высоком уровне социального контроля. Показатели со средним уровнем по этой шкале (37% у девочек и 32% у мальчиков) говорят о наличии деликвентных тенденций у испытуемых и о низком уровне социального контроля. Данные с высоким уровнем выраженности у девочек составляют 0%, у мальчиков – 7%, что свидетельствует о высокой готовности к реализации деликвентного поведения (Рисунок 1).

девиантное поведение

Шкала склонности к деликвентному поведению

Девочки (низкий уровень)
Мальчики (низкий уровень)
Девочки (средний уровень)

Рис.1. Шкала склонности к деликвентному поведению

Полученные результаты выраженную склонность к девиантному поведению ни у мальчиков, ни у девочек не выявили.

Список литературы
1. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29.
2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - Москва, 2004. – 160 с.
3. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

Источник: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 195 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.