На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Игровая зависимость у младших школьников и детско-родительские отношения
Игровая зависимость у младших школьников и детско-родительские отношения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С. В. Семенова
Быстро меняющийся мир все время ставит перед детской клинической психологией новые проблемы, требующие изучения и поиска решений. К одной из таких проблем относится стремительное распространение в последнее десятилетие увлечения компьютерными играми. Это проблема нашла свое отражение и в появлении термина «игровая компьютерная зависимость». В связи с этим является актуальным выяснение факторов, способствующих формированию игровой компьютерной зависимости. Большинство исследований связано с юношеским и подростковым возрастом, однако сейчас происходит смещение возрастных рамок нарушений, дети становятся активными пользователями компьютеров все раньше.

Цель проведенного исследования заключалась в выявлении распространенности игровой компьютерной зависимости у младших школьников и роли особенностей детско-родительских отношений в ее формировании. Для раскрытия характера отношения родителей к ребенку использовались
«Опросник родительского отношения» (В.В. Столин и А.Я. Варга) и проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер и О.В. Черемсин). Наличие и уровень игровой компьютерной зависимости определялись по методике Такера, в адаптации И.А. Коныгиной.
В исследовании приняли участие 18 девочек и 13 мальчиков, учащиеся третьего и четвертого классов, а также их родители. Результаты проведенного исследования показали отсутствие игровой зависимости у 25,8 % обследованных детей. Они не отрицают присутствия компьютера в своей жизни, но не придают ему особого значения и используют компьютер для учебной деятельности и общения в социальных сетях, а не для компьютерных игр. Большинство детей, участников исследования, имеют низкий (25,8 %) и средний (29,1 %) уровни игровой компьютерной зависимости. Эти уровни можно назвать уровнями увлеченности компьютерными играми, или
«предзависимостью», когда игра принимает систематический характер, но чаще всего интерес ребенка ограничивается несколькими конкретными компьютерными играми. В случае, если ребенок не имеет постоянного до- ступа к компьютеру и удовлетворению формирующейся потребности препятствуют достаточно активные действия родителей, направленные на понимание мотивов увлеченности компьютерными играми и расширение интересов ребенка, то средний уровень игровой компьютерной зависимости может быть устранен без помощи специалистов, так как увлечение компьютерными играми носит обратимый и скорее ситуативный характер. В противном случае может происходить формирование патологического интереса к компьютерным играм. У 19,3 % детей выявлен высокий уровень игровой компьютерной зависимости.
Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим ребенок начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром. То есть практически каждый пятый в ис- следуемой выборке страдает компьютерной зависимостью, а результаты индивидуальных бесед с детьми и их родителями позволяют предположить, что если бы анализировалась зависимость от социальных сетей, то данные были бы еще более удручающими.
Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о роли семейных отношений в формировании игровой компьютерной зависимости у детей. Уровень игровой зависимости связан отрицательно с показателем по шкале «Принятие» (r = –0,491, при р < 0,01) и положительно коррелирует с показателем «Психологическая дистанция» (r = 0,449, при p < 0,01). Эти данные позволяют увидеть семейную ситуацию с обеих сторон – глазами ребенка (методика «Семейная социограмма») и с точки зрения родителей (Опросник Варга–Столина), и важно то, что они говорят об одном. Несмотря на часто встречающееся желание родителей переложить ответственность за игровую зависимость ребенка на реалии современной жизни – СМИ, мода, реклама, сверстники и прочее, очевидна роль нарушения детско- родительских отношений в формировании игровой компьютерной зависимости у младших школьников. Фрустрация базовых психологических потребностей ребенка в принятии, в эмоциональной близости повышает вероятность возникновения у него патологической зависимости. Таким образом, программы профилактики и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников обязательно должны включать в себя работу с семьей.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.