На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Представления о дружеских отношениях у подростков c ЗПР
Представления о дружеских отношениях у подростков c ЗПР
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. В. Лаптева, О. В. Защиринская
На протяжении многих десятилетий общение остается предметом многочисленных научных публикаций (Андреева, 1980, 1988; Бодалев, 1987; Лабунская, 1999; Дмитриева, 2005; Verderber R.F., Verderber K.S., Sellnow, 2010; Napp, Hall, 2010). Однако в настоящее время отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные концептуальному изучению и объективному анализу проблемы нарушения общения детей со смешанными специфическими расстройствами.
Для исследования представлений о дружеских отношениях нами были использованы метод опроса и психосемантический метод.

Выбраны методики: «Опросник отношений ребенка со своим другом» Д. Чикетти и М. Линч в адаптации Т.В. Архиреевой; «Незаконченные предложения» (М. Сакс и С. Леви), также учащимся было предложено написать сочинение на тему «Мой друг». Методики позволили провести изучение межличностных отношений у подростков (эмоциональный контакт, потребность в понимании и доверии) и представлений об образе друга (личностные качества друга, его личностные характеристики, основные темы для беседы с ним).
В исследовании приняли участие 50 подростков Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции № 12 для детей, обучающихся по программе VII вида в возрасте 14–15 лет. В исследуемой группе наблюдаются разные типы отношений: оптимальный – 10 % учащихся; адаптированный – 18 %; депривированный – 36 %; дезинтегрированный – 8 %; нестабильный – 28 %. При наиболее часто встречаемых («депривированный»,
«нестабильный») диагностируется высокий уровень поиска психологической близости, т. е. дети нуждаются в друге, который выражает понимание, помощь, поддержку. При выделенных типах отношений наблюдается неудовлетворенная потребность в позитивных межличностных отношениях. Высокий уровень шкалы «эмоционально-положительное отношение» наблюдается у 56% подростков, для которых свойственно иметь положительные эмоции по отношению к другу («Когда я со своим другом, я чувствую себя в безопасности, чувствую себя значительным»). Высокие показатели шкалы «поиск психологической близости» имеют 64 % подростков, средний – 18 %, а низкий уровень – 18 %. Дети сообщают психологу о том, что
«Мне бы хотелось, чтобы мой друг был для меня самым близким», «Мне хотелось бы, чтобы друг уделял мне больше внимания». При анализе сочинений на тему «Мой друг» в результате кластерного анализа было выделено две группы ответов. Первый вариант включал представления о друге («возраст», «внешность и её описание», «понимание, можно доверить личный секрет», «уважение»). Вторая группа ответов содержала представления о дружеских взаимоотношениях («помогает мне и другим», «делится чем- либо»). Во взаимоотношениях с другом подросток пытается их конкретизировать, разделить между собою межличностные. Для подростков характерна мотивация получения выгоды от друга. Наблюдается потребность в положительном эмоциональном отношении: «с другом должно быть весело и интересно». Представления о друге могут иметь как положительную, так и отрицательную эмоциональную направленность.
В результате применения методики «Незаконченные предложения» нами были получены данные об образе друга. Для подростков важно поддерживать неформальные отношения, постоянно взаимодействовать со своим сверстником и испытывать по отношению к нему эмоционально поло- жительное отношение. Дети наделяют своего партнера такими качествами, как верность, доброта, общительность, готовность помочь. Подросткам важно быть вместе с другом, который нуждается в них, уделяет им внимание. Они выделяют два важных компонента образа друга. Первый компонент – эмоциональное отношение к другу, которое отличается эмоциональной привязанностью и подразумевает крепкую связь между собой и другом, высокую потребность в дружбе. Второй компонент включает «восприятие друга как помощника в решении проблем в общении», подразумевая наличие чувства опоры на близкого человека, когда «можно на него положить- ся», «он выручит, поможет», «не бросит в беде», «дает совет».
На основании выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
– тип отношений с другом у детей преимущественно депривированный, нестабильный или дезинтегрированный;
– наблюдается незрелость и неосознанность представлений не только о дружеских отношениях, но и об образе друга, который не отличается точными характеристиками лич- ностных качеств;
– подростки не имеют достаточных знаний о границах взаимопомощи и поддержки, умения и навыков эффективного и доверительного общения.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.