На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Эмоциональная зависимость девочек подростково-юношеского возраста от педагога
Эмоциональная зависимость девочек подростково-юношеского возраста от педагога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е. П. Казикова, С. В. Зверева
Исследование посвящено нетривиальной и на сегодняшний день практически неизученной проблеме эмоциональной зависимости (ЭЗ) девушек подростково-юношеского возраста от педагога. Для обозначения состояния подростков, испытывающих чрезмерную привязанность и, по их словам, безмерную любовь к педагогу, нами выбран термин «эмоциональная зависимость». При ЭЗ возможны разные уровни доминирования острых негативных переживаний, различная степень фиксации на другой персоне. Однако ЭЗ обратима, в отличие от любовной аддикции и подобных ей состояний (Короленко, Дмитриева 2000; Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж., 2002; Хорни, 2004).

Исследований, связанных с проблемой ЭЗ подростков от педагога, нам в источниках литературы найти не удалось, что определяет актуальность нашей работы. Целью исследования стало выявление индивидуально-личностных характеристик девушек со сформированной ЭЗ от педагога. Далее, расширяя область нашего исследования, мы изучали аспект, касающийся представлений педагогов о проблеме ЭЗ от них учащихся среднеобразовательных школ.
В исследовании принимали участие 50 девушек 16–20 лет и 54 педагога 25–50 лет. Нами проводилось анкетирование педагогов и учащихся. Также использовался следующий психодиагностический инструментарий: опросник Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля», проективная методика «Человек под дождем». Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета SPSS 20.
Согласно полученным данным, в группе ЭЗ девушек возможны патологические варианты компенсаторного поведения. По всей вероятности, ЭЗ от педагога – не что иное, как один из вариантов подобного поведения, обусловленный дефицитом материнской любви и внимания, что подтверждает установленное достоверное различие по частоте использования компенсации по сравнению с группой девушек, не имеющих ЭЗ от педагога (при p < 0,05). Что касается иерархии психологических защит личности ЭЗ девушек, то доминирующие их формы функционируют в комплексе (69 % – проекция; 67 % – компенсация; 65 % – реактивное образование). По результатам исследования к общим характеристикам ЭЗ подростков также относятся: высокая предрасположенность к формированию ЭЗ; актуальность проблемы ЭЗ; высокий уровень тревожности; низкая адаптация к проблемным ситуациям; доминирование отрицательного фона настроения; «бегство» от реальности и самого себя посредством изменения своего психического состояния, которое достигается фиксацией на «объекте любви», уходом в деятельность и обуславливается функционированием доминирующих форм психологических защит; высокая общая напряженность психологических защит (ОНЗ); высокий уровень невротизации.
По итогам проведенного анкетирования педагогов были получены результаты, демонстрирующие отсутствие у представителей имеющейся выборки в целом четкого представления, сведений о специфике проблемы ЭЗ. Кроме того, 92 % педагогов не готовы или не хотят брать на себя ответственность за решение проблемы ЭЗ от них кого-либо из учащихся. На основе данных анкетирования нами сопоставлялись две группы педагогов:
№ 1 – соответствующие идеальному «объекту любви» подростков (30 %),
№ 2 – ему не соответствующие (70 %). Итак, формирование эмоциональной зависимости вероятнее всего от педагога, которому известны индивидуально-психологические особенности ЭЗ подростков, для которого проблема ЭЗ является актуальной (при p < 0,001). Такой педагог способен с пониманием относиться к чувствам и переживаниям подростка (при p < 0,05), готов принимать активное участие в решении данной проблемы (при p < 0,001). Эти данные подтвердились результатами факторного анализа, который позволил выявить фактор, названный нами «характеристики идеального "объекта любви" ЭЗ подростка».
Таким образом, мы можем констатировать, что изучаемая нами проблема, с одной стороны, становится все распространеннее. С другой – отмечена низкая степень представления педагогов о серьезности дальнейших последствий усугубления зависимости, ее перехода на стадию патологических форм привязанности.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.