На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Семейные отношения как предиктор аддикции у подростков
Семейные отношения как предиктор аддикции у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И. А. Геронимус, И. Н. Абросимов
Семейные отношения как предиктор аддикции у подростков
Целью исследования явилось изучение роли коммуникативных и структурных особенностей семейной системы в развитии аддиктивного поведения в юношеском возрасте. Основанием для теоретического осмысления этой проблемы стала теория семейных систем (Черников, 2001). Были выделены следующие семейные предпосылки возникновения отклоняющегося, в том числе аддиктивного, поведения:
1) инверсированная иерархия (Маданес, 1999): молодой человек оценивает свой статус в семье как более высокий, чем у взрослых, не подчиняется устанавливаемым ими правилам;

2) нарушение границ между родительской и детской подсистемами (Минухин, Фишман, 1998): дистантные или сверхблизкие отношения с родителя- ми; нарушение коммуникации в семье: отсутствие возможности открыто обсуждать эмоционально-значимые темы.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Московский геологоразведочный техникум» (г. Клин, МО) в 2014 г. В исследовании приняло участие 58 респондентов мужского (n = 36) и женского полов (n = 22) в возрасте от 16 до 18 лет (средний возраст – 17,1 ± 1,1 года). Использовались методики: «Фрайбургский семейный опросник» (в переводе А.Б. Холмогоровой); про-
ективный рисуночный тест «Семейная социограмма»; опросник «Склон- ность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл). Для статистической обработки использовался пакет программ SPSS 20. Сравнивались показатели отклоняющегося поведения в группах испытуемых с нормальной и инвер- сированной иерархией семейных отношений (разделение на группы с по- мощью рисуночного теста «Семейная социограмма»).
Было установлено, что в группе испытуемых с инверсированной иерархией достоверно  выше  показатели  склонности  к  агрессии  и  насилию (p < 0,05) и неспособности к волевому контролю эмоциональных реакций (p < 0,05), чем в группе испытуемых с нормальной иерархией семейных отношений. Таким образом, молодые люди, воспринимающие свой иерархический статус в семье как более высокий, чем у взрослых, характеризуются высокой импульсивностью, неспособностью к волевому самоконтролю, склонностью к агрессивным реакциям. Вместе с тем, плохой контроль им- пульсов и рассматривается в литературе как фактор риска развития аддиктивных расстройств (Москаленко, 2004).
Корреляционный анализ показал наличие отрицательных корреляционных связей между способностью семьи к гибкому распределению ролей и склонностью  подростков  к  преодолению  норм  и  правил  (R =   –0,416; p = 0,008). Можно предположить, что конструктивная модель сотрудничества между родителем и ребенком может являться основой для развития адаптивных моделей поведения вне семьи. Были выявлены отрицательные корреляционные связи между шкалой коммуникации (способностью членов семьи открыто общаться между собой) и такими показателями, как преодоление норм и правил (R = –0,395; p = 0,02), склонность к аддиктивному поведению (R = –0,375; p = 0,003). Отсутствие открытой коммуникации в семье, с одной стороны, приводит к информационной депривации лиц юношеского возраста, в том числе и в отношении последствий различных асоциальных форм поведения и возможных путей преодоления высокого уровня психоэмоционального напряжения, а с другой – лишает родителей информации о времяпрепровождении детей и их социальном окружении, что также может быть фактором развития аддиктивного поведения у детей (Padilla-Walker et al., 2008).
Исследование показало, что нарушения внутрисемейных  отношений (как структурных – инверсия иерархии семьи, так и коммуникативных - отсутствие открытой коммуникации между членами семьи) могут являться факторами развития форм отклоняющегося (в том числе и аддиктивного) поведения. Семейные отношения и их нарушения могут быть рассмотрены как мишени психопрофилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ лицами юношеского возраста и психокор- рекционных мероприятий в отношении их родителей.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.