На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методы и приемы

Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)

Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Недостаток родительского внимания.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Преобладание наказаний над поощрениями

 

 

• Не ругать, не читать нотаций часто.
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание

Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим

гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи

• Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости.
• Чрезмерное количество ограничений по отно­шению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться

• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре­одоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
• Проявлять любовь

 

 

Упрямство -
неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу

Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку

• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
• Утверждение родительского авторитета силой

• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время,
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия

 

 

Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения

Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью

• Неосторожно сказанные слова членов семьи,
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• болезненное состояние.
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
• Перевозбуждение нервной системы ребенка

• Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
• Соблюдать режим сна, питания и т. д.
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь

 

 

Гиперактивность - (греч. hy­per - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы

Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)

• Употребление матерями алкоголя и наркоти­ков в период беременности.
• Осложнение беременности и родов,
• Соматические заболевания в ранней детстве.
•  Физические и психические травмы.
• Нарушения центральной нервной системы
• Стрессы и переутомление матери

• Разумно организовать распорядок дня.
• Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок.
• Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации.
• Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений.
•поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.
• избегать частых наказаний

 

 

Замкнутость -
скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность

Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность

• Авторитарный стиль семейного воспитания.
• Индивидуально-психологические и половозрастные особенности.
• Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат).
• Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых

• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга.
• Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).
• Проявлять ласку и любовь

Продолжение

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методыиприемы

Гнев - чувство сильного возмущения, негодования

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений

• Неудовлетворение потребностей ребенка.

• Оскорбление.

• Применение принуждений и наказаний.

• Нарушение этики взаимоотношений и общения.

• Несправедливое отношение к ребенку.

• Состояние болезни

 

 

 

 

 

•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

• Не наказывать.

• Оставлять на время в покое.

•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева

 

 

Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке

 

 

 

 

 

 

(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе

 

 

 

• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.

•Соперничество между детьми.

• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.

• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.

•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка

 

• Выяснить причины драки.

• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.

•Лишать на время телевизора, компьютера.

• Давать поручения по дому.

• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.

• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.

• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.

• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей

Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов

• Мечта ребенка иметь заветную вещь.

• Желание сделать подарки друзьям.

•Стремление укрепить свое положение (ста-

тус) в коллективе ровесников.

•Месть родителям за невнимание, недостаток

любви к нему.

• Способ компенсации за свою безрадостную

жизнь в детском учреждении.

• Способ самоутверждения в жизни.

•Выполнение требований взрослых

 

• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.

• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.

• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.

• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.

• Не предрекать будущее.

• Не применять физическое наказание

 

Ложь (лживость) -  намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.

• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

•Желание доказать свое превосходство над кем-то.

• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

•Приспособление.

• Симуляция болезни

 

• Избегать запретов и наказаний.

• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.

• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.

• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

• Не лгать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты

 

 

 

 

Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины

•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне

•Потеря любимой игрушки, вещи, животного.

• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.

• Смерть родителя (родителей), других членов семьи

 

 

 

 

• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.

• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.

• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины

 

 

Начало статьи Методы семейного воспитания

В.В.Чечет, доктор психологических наук

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.