Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Главная Обратная связь
 
Методика "Взаимодействие родитель – ребенок"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(автор Марковская И.М.)

Назначение методики
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики
Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит  две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

 

  • Вариант для подростков и их родителей;
  • Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение-принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Шкалы опросника "Взаимодействие родитель – ребенок" (ВРР)
В опроснике "Взаимодействие родитель-ребенок" (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-согласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: "тревожность за ребенка"
9 шкала: "воспитательная конфронтация в семье"
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.


Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Подростковый вариант

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
  4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как  к нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
  14. Он(а) меня редко ругает.
  15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
  18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
  28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он(а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется он(а) меня понимает.
  31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
  32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
  37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он(а) мягкий человек.
  39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
  40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
  49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
  52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
  54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
  56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Регистрационный бланк

ФИО _______________ возраст _____ класс __________

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

1

 

 

13

 

 

25

 

 

37

 

 

49

 

 

 

2

 

 

14

 

 

26

 

 

38

 

 

50

 

 

 

3

 

 

15

 

 

27

 

 

39

 

 

51

 

 

 

4

 

 

16

 

 

28

 

 

40

 

 

52

 

 

 

5

 

 

17

 

 

29

 

 

41

 

 

53

 

 

 

6

 

 

18

 

 

30

 

 

42

 

 

54

 

 

 

7

 

 

19

 

 

31

 

 

43

 

 

55

 

 

 

8

 

 

20

 

 

32

 

 

44

 

 

56

 

 

 

9

 

 

21

 

 

33

 

 

45

 

 

57

 

 

 

10

 

 

22

 

 

34

 

 

46

 

 

58

 

 

 

11

 

 

23

 

 

35

 

 

47

 

 

59

 

 

 

12

 

 

24

 

 

36

 

 

48

 

 

60

 

 

 

 

М — оценка матери
О — оценка отца

Далее  Обработка результатов ВРР.

Литература: Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2.         С. 94 – 108.

 

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.