На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание

Л.И.Баранова
Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей

Вступление

Главной целью воспитания является Человек высокой культуры и духовности. Основное содержание этого процесса проявляется в приобщении детей к системе гуманистических ценностей, выработке у них нравственно-эстетических идеалов, приучении к моральной оценке своих действий, а также в обучении учащихся правильному выбору способов поведения в сложных жизненных ситуациях.

 

Формирование ценностного отношения к нормам социальной культурной жизни и их усвоение, по мнению ведущих исследователей процесса нравственного воспитания, является задачей-доминантой воспитания детей младшего школьного возраста, успешное решение которой - основа их дальнейшего личностного развития. На решение этой задачи нацеливают программы воспитания младших школьников, разработанные белорусскими и российскими учеными.
Результативность воспитания культуры и духовности в значительной степени зависит от влияния семьи, средств массовой информации, характера межличностного общения в первичном коллективе, общественном объединении. Однако ведущую роль играет целенаправленное педагогическое воздействие, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Задача педагога - сформировать представления школьников о социальных нормах, вызвать личностное отношение к ним, организовать жизнедеятельность учащихся в согласии с этими нормами.
Особое место в этой системе занимает нравственное просвещение, которое является длительным и сложным процессом «пробуждения и наполнения души» (В.А.Сухомлинский) до появления стремления к внутреннему самосовершенствованию, собственному росту и проявлению себя как нравственно воспитанной личности.
Педагогами накоплен богатый опыт формирования у младших школьников основ нравственно-этической культуры. Вместе с тем, далеко не исчерпаны возможности более эффективного воспитания учащихся в данном направлении. Уровень воспитанности у детей культурных навыков и нравственных качеств остается низким. В современных условиях все ощутимее дефицит повседневной культуры поведения и жизнедеятельности.
Значительное влияние на детей оказывает общий низкий уровень бытовой и поведенческой культуры общества, с проявлениями которого ребенок сталкивается на улице, в общественных местах. Наблюдаемые нередко детьми неуважительное отношение к женщине, старикам, инвалидам, сквернословие, грубость снижают результативность педагогического влияния, формируют негативный образ жизни. Трудность состоит в том, что в начальных классах не только формируется новый опыт поведения, но и перестраивается, корректируется прошлый, привычный стиль поведения и отношений. Далеко не всегда опыт, приобретенный в семье, соответствует нравственным нормам и правилам.
Для того чтобы процесс перехода внешних влияний во внутренний мир ребенка полностью завершился и приобрел реальную форму поведения, необходимо, по мнению С. Л. Рубинштейна, обязательное условие: влияния должны произвести на личность сильное впечатление и вызвать у нее глубокие переживания. Вне таких условий внешние влияния могут оказаться для личности нейтральными, так как в этом случае они не активизируют личность на их переработку. Пассивность личности к восприятию и переработке внешней информации приводит к тому, что влияние сразу угасает, не задев ни чувств, ни сознания школьника. Поэтому разговор с детьми должен быть не просто содержательным, а умным, в меру эмоциональным, сдержанным и тактичным, влияющим не только на сознание, но и чувства, оставляющим за воспитанниками свободу выбора.
Именно в возрасте 7-10 лет дети особенно восприимчивы к слову, когда складывается система взглядов на окружающий мир, жизнь людей, на себя самого в этом сложном мире, формируется система ценностей, которая будет основой дальнейшей жизни. Преобладание же в современной воспитательной работе конкурсно-развлекательных форм отучает детей рассуждать, отрицательно сказывается на уровне воспитанности.
Предлагаемое пособие имеет целью методически обеспечить процесс нравственного просвещения учащихся, способствовать формированию основ этической и элементарной поведенческой культуры.
Целесообразно проводить подобные занятия, начиная со второго класса. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, так как усвоение нравственных понятий предполагает достаточно высокий уровень развития сознания и мышления учащихся. При этом мы не исключаем, что отдельные фрагменты предлагаемых занятий, материалы и, особенно, игровые упражнения можно с успехом использовать в первом классе.
В пособии приводятся разработки нравственных бесед, которые можно по содержанию условно сгруппировать следующим образом:
- о культуре повседневной жизни;
- о нравственных качествах;
- беседы, направленные на осмысление ценностей жизни (философское воспитание).
Занятия по культуре повседневной жизни в большей степени предназначены для детей 7-8 лет, беседы же о сущности нравственных качеств и отношении к ценностям жизни - для более старших учащихся.
Каждый из условно выделенных блоков направлен на решение своих специфических задач, включает соответствующую тематику занятий, предполагает использование определенных приемов, методов и технологий.
Беседы о культуре повседневной жизни ставят задачу разъяснения и привития учащимся норм поведения. К простым правилам жизни и нормам поведения относятся прежде всего такие, как культура внешнего вида, элементарная гигиеническая и физическая культура, культура речи, внешнего вида, общения, поведения в общественных местах, культура быта, эстетическая культура и др.
По данному блоку предлагаются такие темы, как «Простая вежливость», «У меня зазвонил телефон», «Культура внешнего вида», «Гостевой этикет», «Театр - храм культуры» и другие.
Формирование у младших школьников представлений и понятий о качествах личности - ведущая задача второго блока. Беседы «Выиграть или заработать», «О корыстолюбии и бескорыстии», «Твои ровесники», «О хвастовстве и скромности», «Щедрость и жадность» и другие не только должны помочь учащимся понять сущность нравственных качеств, различать положительные и отрицательные качества, но и вызвать стремление сформировать у себя социально ценные свойства личности. Тема «Царица добродетелей и ее подданные» обобщает знание о нравственных качествах, нацеливает учащихся на самосовершенствование и самовоспитание.
Темы философского содержания («О душе и духовном мире», «Что главное в жизни», «Что такое совесть и стыд», «Кто по-настоящему богат») не занимают большого места в пособии. Они достаточно сложны для детей, поэтому должны иметь место тогда, когда учащиеся «созрели» для подобной беседы. Вместе с тем, современная педагогическая наука нацеливает воспитателей уже с начальных классов формировать у учащихся элементарные представления о жизни человека как таковой, ее основных законах и ценностях (Н.Е.Щуркова).
Необходимо заметить, что некоторые темы бесед сочетают в себе воспитательные задачи разных блоков. К ним относятся такие темы, как «Дорогой добра», «О памяти и памятниках», «Культура поведения в храме» и другие. В этих беседах решается комплекс задач, одновременно формируются и навыки поведения, и представления о качествах личности, и отношение к ценностям жизни.
Методика построения занятия на нравственно-этическую тему предполагает определенную логику:
- вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы);
- разъяснение смысла понятий, нормы поведения, нравственной сущности качества;
- практикование (игровые упражнения, анализ ситуаций, игры);
- выводы.
При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют.
Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное - вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, конкретные примеры и рассуждения о жизненных ситуациях и др.
Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие.
Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, - пишет Ш.А.Амонашвили, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос - почерк его педагогического мастерства» (Здравствуйте, дети! С.37). Поэтому особое внимание в разработках этических занятий уделено вопросам к детям по обсуждаемой теме. Предпочтение отдается вопросам, которые будят мысль и заставляют глубоко задуматься над мотивами поведения (вопросы, начинающиеся со слова «почему»).
Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами:
- составить небольшой рассказ по пословице;
- нарисовать рисунок;
- объяснить значение пословицы;
- привести примеры, раскрывающие смысл пословицы;
- придумать пословицу или дописать;
- составить пословицу из предложенных слов.
Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии. К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Щуркова Н.Е.). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения: Девочкам не надо учиться быть хозяйственными Мужчина должен быть нежным и ласковым Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п.
Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера.
Важное условие успешности проведения этических занятий - отказ от прямого морализирования, назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах необходимо избегать прямых внушений типа: "вы должны соблюдать правила поведения", "а вот некоторые дети почему-то этого не делают", "нельзя забывать волшебные слова", "давайте всегда будем вежливыми и добрыми" и т.д.
В предложенных в пособии разработках пространные рассуждения учителя используются в редких случаях - только там, где действительно дети самостоятельно не сделают вывода, или при необходимости объяснить достаточно сложное нравственное понятие. Главным образом, это касается тем философского содержания и бесед о нравственных качествах.
Значительное место в разработках занимает анализ ситуаций, который организуется как фронтально, так и в группах. Этот прием помогает конкретизировать нормы поведения, связать их с практическим опытом, а главное - учит видеть, понимать нравственную сущность (Почему именно так поступил герой?), оценивать поступки и действия героев (Правильно ли он поступил?), проектировать собственное поведение (Как бы вы поступили на его месте?).
Разнообразие форм организации деятельности детей на этических занятиях - одно из условий их эффективности. Кроме фронтальной, необходимо широко использовать групповую и парную работу. Задачи, решаемые данными формами организации занятия, многообразны: активизация учащихся, развитие способности делать самостоятельные выводы, умений сотрудничать, высказывать свою точку зрения, формулировать выводы и др.
В опыте учителей применяются разнообразные приемы деления учащихся на группы: «Светофор», «Времена года», «Звездочка», «Волшебный мешочек», по количеству слогов в имени, по жребию и др. Объединившись в группы, учащиеся рисуют плакаты, разыгрывают ситуации, составляют перечень правил поведения учащихся, обсуждают предложенные учителем вопросы, находят выход из конфликтной ситуации, готовят сценки. Например, прием «Мозаика». Группа учащихся получает части мозаики и складывает ее. На обратной стороне может получиться пословица, ключевое понятие, главный вывод или вопрос.
В работе с учащимися большое место занимают игровые приемы. Во вступительной и заключительной части занятия можно использовать интерактивные игры «Подари цветок», «Импульс», «Мяч», «Карусель» и другие, способствующие формированию коммуникативных умений, созданию благоприятной обстановки. В работе над содержанием беседы эффективны игры «Четыре угла», «Поменяйтесь местами», «1, 2, 4», «Коллаж». Рефлексию можно провести с использованием интерактивных игр: «Венок», «Мишень», «Острова», «Кейс», «Мусорное ведро», «Двусторонний дневник», «Письмо», «Пожелание» и др. Например, игра «Кейс». Учитель говорит: «Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета из памятки, какие бы вы взяли с собой после нашей встречи? Почему именно эти?». Детям также нравится игра «Исправь ошибки». Внимательно следя за поведением Незнайки или Невежи, дети лучше усваивают нормы поведения.
Многолетние исследования автора привели к убеждению об исключительной важности выработки устойчивых умений и навыков поведения, которые должны не только иметь место на этических занятиях, обеспечивая их практическую направленность и исключая формальное усвоение норм поведения, но и закрепляться в повседневной жизни. Это одно из решающих условий результативности воспитательной работы в данном направлении. Если дети в младшем школьном возрасте не только усвоят нравственные понятия и нормы, но и приучатся их выполнять, будет заложен прочный фундамент нравственно-этической культуры личности.
Опыт убеждает, что наиболее эффективен в формировании культурных навыков метод игровых упражнений, который недооценивается в теории и практике нравственного воспитания младших школьников. Игры- упражнения целесообразно включать в этические занятия после разъяснения соответствующих норм поведения.
Организовывая систему нравственных упражнений с младшими школьниками, необходимо заключить их в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение. Это может быть игра, проигрывание ситуаций, заранее подготовленные мини-инсценировки.
Большую роль в проведении этических занятий играют обобщения учителя, в которых в доступной форме говорится о самом главном - нравственной сущности явлений, поступков, мотивации поведения.
В подготовке пособия мы сознательно уходим от схематизма и предлагаем учителю достаточно подробные разработки, но в то же время убеждены в необходимости предоставления педагогу свободы выбора при организации нравственного просвещения учащихся. Работа с предложенным материалом может организовываться у различных педагогов по-разному. На усмотрение учителя, используя данное пособие, можно провести как серию занятий, так и отдельные беседы, которые вызваны воспитательной необходимостью. Не все предложенные темы обязательно проводить в определенном классе. Многое зависит от того, в каких семьях воспитываются учащиеся, каков их уровень воспитанности, какова моральная атмосфера в коллективе. Важно учитывать опыт и уровень педагогического мастерства учителя, насколько успешно он использует в воспитательной работе с детьми программу «Ориентир» (проект «Школа человечности») и др.
С учетом особенностей класса педагог может использовать предлагаемый дополнительный материал.
Решая задачу духовно-нравственного воспитания, в содержание бесед включены материалы из религиозных изданий, уроков в воскресной школе - притчи, цитаты из Библии. Использование этого материала также предполагает свободу выбора, учет особенностей класса, индивидуальности учителя.
Допускается возможность проведения бесед не со всем классом, а с группой учащихся. Более того, есть темы, которые предназначены для работы только с мальчиками или только с девочками. Материалы разработок
можно использовать и для индивидуальных бесед с учащимися и их родителями.
Отметим еще некоторые важные педагогические условия, при которых достигается наибольшая эффективность занятий по нравственно-этической культуре.
Беседы должны носить доверительный характер с обязательным соблюдением педагогического такта. Особенно это касается содержания и методики проведения бесед о семье, половом воспитании, гендерной культуре, поведении в храме.
Проведение этических занятий будет более результативным при условии благоприятного нравственного стиля и тона общения в классе, морально- психологического климата в коллективе.
Важное условие успешности проведения этических занятий - взаимосвязь нравственного просвещения с учебной работой, содержанием тем, которые изучаются на уроках литературного чтения, в курсе «Человек и мир».
Результативность занятий в значительной степени зависит от взаимодействия школы и семьи. В этой целью советуем учителю вывешивать для родителей информацию, которая может включать: тему занятия, основные вопросы, понятия, советы родителям, памятки по соблюдению культурных норм поведения. Можно выступить с докладом, сообщением на родительском собрании по темам, обсуждаемым с учащимися на этических занятиях, привлекать родителей к подготовке бесед, оформлению наглядных пособий - плакатов, памяток, стендов и др.
В заключение еще раз подчеркнем, что главная роль в процессе нравственного развития учащихся принадлежит педагогу. Его пример, педагогическое мастерство, собственная убежденность и умение убедить, целенаправленная работа по нравственному просвещению учащихся, созданию моральной атмосферы в классе, понимание важности данного направления работы - залог успешного нравственного воспитания младших школьников.
При разработке пособия использованы научно-методические издания М.А.Андрианова, О.С.Богдановой, К.В. Гавриловец, Е.Е. Грабар, Ж.Е.Завадской, Д.В.Калининой, М.П.Осиповой, В.И.Петровой, В.Г Сенько, М.А.Станчиц, И.Ф.Харламова, А.И.Шемшуриной и др. Автор признателен также кафедре педагогики и психологии начального образования, студентам факультета начального образования БГПУ им. М.Танка, учителям-практикам за помощь в апробации материала и совершенствовании рукописи.

Тематика занятий

1. Простая вежливость
2. Твои ровесники
3. Моё, чужое, общее
4. Умей быть благодарным
5. У меня зазвонил телефон
6. Дорогой добра
7. Как культурно ссориться
8. Слова бывают разные
9. Поделись улыбкою своей
10. О братьях наших меньших
11. Гостевой этикет
12. О справедливости
13. О грубиянах и драчунах
14. Выиграть или заработать
15. Щедрость и жадность
16. Правда и ложь
17. Наши дедушки и бабушки
18. Как вести себя в транспорте
19. Я - будущая хозяйка
20. О хвастовстве и скромности
21. Это тихое слово «прости»
22. Кто труд уважает, тот хлеб не бросает
23. Хочу - нельзя - надо
24. Мы любим свою столицу
25. Моя семья - моя крепость
26. Не такой, как все
27. Культура поведения в храме
28. Что такое совесть и стыд
29. Хочу быть модной
30.Что такое тактичность, умеренность и деликатность
31. Кто по-настоящему богат
32. Дружба мальчиков и девочек
33. О корыстолюбии и бескорыстии
34. О качествах мужественности
35. Чтобы тело «пело»
36. Умей сказать «нет»
37. О милосердии
38. Что главное в жизни
39. О бережливости и хозяйственности
40. Театр - храм культуры
41. Благородные рыцари и прекрасные дамы
42. Умеем ли мы шутить и веселиться
43. Царица добродетелей и ее подданные
44. О душе и духовном мире
45. О памяти и памятниках
46. Культура внешнего вида
47. О победе и победителях
48. Откуда я взялся
49. Красиво и некрасиво
50. Человек среди людей

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.