На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Порядок проведения музыкальной терапии. Оснащение кабинета
Порядок проведения музыкальной терапии. Оснащение кабинета
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Музыкальная терапия должна проводиться в хорошо проветриваемом уютном помещении с качественной шумоизоляцией и площадью не менее 20 м2.
Степень освещенности кабинета зависит от стоящих перед музыкотерапевтом задач и должна регулироваться. Чем более успокаивающий эффект мы хотим получить, тем более затемненной должна быть комната.
Сеанс можно проводить как в положении сидя, в удобных креслах, так и в положении лежа. Главное, чтобы пациент испытывал комфорт и имел возможность для наибольшей мышечной релаксации. Часто пациенту рекомендуют закрыть глаза, максимально сосредоточившись на звуках. Выключение зрительного анализатора обостряет, усиливает звуковые восприятия.

Важным условием эффективности сеанса является предварительное установление психологического контакта в виде краткой беседы, разъясняющей цели и задачи, стоящие перед врачом и пациентом, возможности музыкальной терапии. Не менее важен и «музыкальный контакт». Это особенно актуально, когда музыкотерапевт использует в качестве лечебного фактора собственную игру.
Такое замечательное изобретение, как музыкальный синтезатор, является одним из важнейших современных технических средств, позволяющих специалисту использовать во время сеанса фактически любой из известных музыкальных тембров, регулировать темпы, ритмы, использовать различные оранжировки. При хорошей подготовке врача-музыкотерапевта, должном понимании музыки и умении импровизировать лечебный эффект такого рода методологии проведения рецептивной МТ порой превосходит все ожидания.
Другой вид стандартной рецептивной МТ – это использование аудиокассет или лазерных дисков с определенными заранее заготовленными программами.
Существуют типовые МТ-программы, созданные для лечения определенных нозологических единиц. В них учитываются те характерные синдромы, которые, как правило, наблюдаются при том или ином заболевании. Так, например, артериальная гипертензия относится к синдрому «ян» и выражается в гиперфункции меридианов почек, печени, желчного пузыря и др. В настоящее время созданы такие аудиопрограммы, как «Антистрессовая», «Бронхиальная астма», «Гипертоническая болезнь», «Стенокардия», «Язвенная болезнь желудка» и т.д. Они с успехом используются в различных лечебно-профилактических учреждениях России и зарубежья.
Существуют также индивидуальные МТ-программы, создающиеся под конкретного больного, прошедшего полное тестирование в вышеописанном порядке. Безусловно, формирование таких программ достаточно трудоемко, но терапевтический эффект их чрезвычайно высок, ибо индивидуальные МТ-программы являются в максимальной степени адекватными конкретному случаю, конкретному больному.
В наше технически развитое время формирование индивидуальных программ не вызывает затруднений в принципе. Высококачественные музыкальные центры различных фирм, в изобилии представленные на рынке звуковоспроизводящей аппаратуры, дают врачам такую возможность. Поэтому кабинет музыкотерапии должен быть оснащен хотя бы одним музыкальным центром, плеерами, наушниками. Естественно, должна быть сформирована полноценная разножанровая фонотека. В силу удобства, практичности и долговечности бесспорное преимущество имеют лазерные диски, переписать с которых любой необходимый музыкальный фрагмент на обычную аудиокассету является элементарной операцией.
Чтобы завершить тему оснащенности музыкально-терапевтического кабинета, укажем на то, что в перечне необходимых технических средств значатся: компьютер, монитор, принтер, прибор для электропунктурной диагностики по Р. Волль, соответствующее компьютерно-программное обеспечение, аппарат для контроля АД. Желательным является наличие телевизора и видеомагнитофона, что позволяет при необходимости проводить сеансы видеомузыкальной терапии.
Вернемся к теме по практическому проведению рецептивной МТ. Прослушивание должно осуществляться в максимально комфортной позе, либо через наушники, либо обычным способом. Использование наушников является более предпочтительным, так как способствует большей концентрации внимания на прослушиваемом музыкальном материале и устраняет возможность влияния внешних помех. Регуляция громкости прослушивания строится на основе ощущений пациента под контролем врача. Предпочтение отдается средней силе громкости (для лиц с нормальным слухом).
Оптимальное время одного МТ-сеанса – от 30 до 45 минут. Число сеансов на курс колеблется от 10–12 до 15–20 и зависит от конкретных обстоятельств. Большее число сеансов не оправдано по двум причинам: а) в силу того, что к любому длительно наносимому раздражению со временем возникает привыкание, и музыка в этом смысле не является исключением, б) другой причиной является постепенное изменение состояния больного, требующее внесения соответствующих корректив в лечение. Поэтому по ходу лечения необходим периодически объективный контроль динамики психосоматического состояния пациента.
Аппликационно-точечная МТ проводится с помощью микронаушников, которые отходят от любого звуковоспроизводящего устройства: магнитофона, музыкального центра, плеера, синтезатора и т.д. Соответствующая МТ-программа транслируется через наушники, которые накладываются на точки акупунктуры и закрепляются лейкопластырем. Выбор точек зависит от поставленных задач: при необходимости оказания седатив-ного эффекта используются седативные точки соответствующего меридиана, при необходимости активизации функции – тонизирующая точка того же меридиана. Могут использоваться также точки общего действия, локальные точки, в том числе с повышенной болевой чувствительностью. За один сеанс активизируется не более 6–8 точек. Продолжительность сеанса – от 10 до 25–30 минут. При выборе времени суток для оптимального воздействия руководствуются теми же правилами, которые были описаны для рецептивной МТ. Курс лечения составляет в среднем 10–15 процедур.
Возможно сочетание рецептивной МТ с аппликационно-точечной.
Во многих случаях показано комплексное применение музыкотерапии с другими лечебными и профилактическими методами.

Музыкально-терапевтическая программа должна составляться на основе нескольких основополагающих принципов.
А. Принцип этнокультурального соответствия
При составлении музыкально-терапевтической программы необходимо учитывать данные диагностики особенностей музыкального восприятия и использовать привычный и понятный пациенту музыкальный материал.
Б. Принцип эмоционального комфорта
Прослушиваемая музыка непременно должна вызывать удовольствие и душевный комфорт. Хорошо комбинировать музыкально-терапевтические программы со звуками природы: шум морского прибоя, пение птиц, шелест листьев и т.д.
В. Принцип духовности и нравственности
Торжество любви, гармонии с самим собой и природой, добра и оптимизма – именно эти чувства должны доминировать в лечебной музыке. Даже при использовании по показаниям минора следует руководствоваться данным принципом, подбирая музыку, лишенную трагических настроений. Позитивная психоэмоциональная установка является оптимальной, в максимальной степени способствуя исцелению и повышению резервных возможностей организма.
Г. Принцип катарсиса и функционального соответствия
Лечебная музыка должна духовно очищать человека, по возможности разрешать внутренний конфликт и снимать психоэмоциональное напряжение, если таковые выявляются в результате опроса и диагностики. При этом для гиперфункциональных состояний следует использовать преимущественно седативную музыку: спокойную и плавную, минорную и мажорную, а для гипофункциональных – тонизирующую: умеренно быструю, ритмичную, мажорную.
Д. Принцип контраста
Данный подход базируется на особенностях физиологических законов сопоставлений, противоположных по своему характеру раздражителей, когда сила раздражителя возрастает, если он действует непосредственно после или на фоне противоположного ему по характеру раздражения.
Контрастность сопоставляемых пьес увеличивает восприимчивость слушателей, обеспечивает свежесть восприятия звучащей музыки и обусловливает лучшую «заряжаемость» их положительными эмоциями.
Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от этапа лечения) следует тому же закону контраста.
На какие тональности, мажорные или минорные, следует при этом делать акцент? Противоречивость литературных данных, в особенности в отношении лечения депрессивных больных, когда одни авторы утверждают о пользе мажорных тональностей (М.Я. Серейский), а другие
(Г.П. Шипулин) рекомендуют использовать на первых порах преимущественно минорную музыку и только после ряда сеансов мажорную, говорит о том, что в этом вопросе требуется все же строго индивидуальный подход, зависящий от психоэмоционального состояния и личностной установки конкретного человека.
Е. Принцип умеренности
Огромное значение имеет интенсивность звучания; громкая музыка быстро угнетает больных. Приходится вспомнить и подтвердить наблюдение В.М. Бехтерева о благотворном воздействии на депрессивных больных мягкого звучания мелодичной музыки.
Завершая обсуждение психотерапевтических аспектов в составлении музыкально-терапевтических программ, хотелось бы подчеркнуть, что этот процесс требует большого искусства, творческого вдохновенья и нередко импровизации. При наличии у специалиста данных качеств можно со
значительной пользой для здоровья людей использовать могучий психотерапевтический потенциал музыки. Прекрасно написал В.М. Бехтерев: «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость».
Источник: Сусоева Ольга Валентиновна
Музыкальная психология
Учебное пособие

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.