Сказкотерапия
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

сказкотерапия

СКАЗКОТЕРАПИЯ -это использование сказки как архетипической метафоры в целях:
- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),
- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),
- психотерапии (исцеление с помощью сказки)


Виды сказкотерапии
- Анализ и интерпретация сказок.
- Использование архетипа сказки.
- Сочинение сказок (библиотерапия).
- Медитативные сказки.
- Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты).
- Рисование сказки.
- Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).
- Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.).
- Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале).
- Любимая сказка детства.



Достоинства сказки
- Метафоричность (наиболее доступно для восприятия).
- Отсутствие дидактичности (не вызывает сопротивления).
- Глубинный смысл сказки (закодированный опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе).
- Архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации).
- Полная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»).
- Экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину).
- Магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность).
Родословная сказки
- Соотношение и исторические корни мифа – легенды –саги –былины – сказки –притчи…

Виды сказок
По происхождению - сакральные (мифологические), народные, авторские.
По содержанию - антропоморфные (наиболее древние, предпочитают дети до 3 лет), бытовые (предпочитают дети 3 – 5 лет), волшебные (предпочитают дети старше 5 лет и взрослые).
По задаче:
– дидактические (необходимо создать мотивацию), психокоррекционные (расширяют спектр моделей поведения, подсказывают альтернативные решения, показывают модели более успешного поведения, меняют отношение к ситуации на более адекватное),
- психотерапевтические (глубинные механизмы бытия, экзистенциальные проблемы, философские понятия добра, зла, гордыни, испытания, смерти, жизни, любви и т.п., авторские сказки, притчи. Они помогают там, где традиционные психотерапевтические приемы бессильны),
- медитативные (способствуют процессу погружения во внутренний мир, самосовершенствованию).
Персонажи сказки – герой (Иван-царевич), антагонист (вредитель, Кощей Бессмертный), помощник (волшебный конь, серый волк), даритель (Баба яга), отправитель (кто героя посылает куда-то : Царь-отец искать невесту), искомый или спасаемый (царевна-лягушка).
Морфология сказки
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции персонажей, независимо от того, кем и как они выполняются.
2. Число функций волшебной сказки ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Схема волшебной сказки
Место и время действия (ненаходимость), происхождение героя и социальный статус, нанесение ущерба или вреда или желание иметь что-то, отправка из дома, встреча с дарителем или с помощником, встреча с антагонистом (поединок), победа, возвращение, погоня, испытание, награждение.
Архетипическая схема сказки
1. Указание на время (давным-давно) и место (в тридевятом царстве).
2. Происхождение героя, жизнь в отчем доме (наследственность, статус, базовое отношение к Миру).
3. Уход из родительского дома (сепарация с родителями).
4. Выбор пути (самоопределение, начало инициации, взросление).
5. Искушения (проверка на «доброе сердце», ответственность за выбор пути, преодоление соблазнов и сомнений, принятие самого себя и своего пути).
6. Награда (нахождение помощников).
7. Испытание (борьба с антагонистом, преодоление, смерть и возрождение, индивидуация, поиск Самости).
8. Награда (метаморфоза, трансформация, духовный рост).
9. Возвращение домой, трудности в пути (проверка истинности трансформации).
10. Прибытие в отчий дом (принятие своего раннего детского опыта, воссоединение со своими корнями, окончательная трансформация героя, нахождение Самости).
11. Награда (свадьба – воссоединение мужского и женского начала, восстановление целостности, идентификация с Самостью; коронование – завершение индивидуации, осуществление своего предназначения.
Анализ сказки из детства
- Какие были искажения в сюжете сказки.
-. Какие переживания вызывает герой.
- Урок сказки («Теперь я знаю, что…»).
- Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).
- Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).
- Как герой относится к миру.
- Что получает герой в награду.
Анализ клиентской сказки
- Тональность и колорит сказки.
- Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).
- Какая часть сказки самая длинная.
- Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).
- Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).
- Где по сюжету нарушена традиционная схема.
- Какую сказку напоминает.
- Оригинальные сюжетные ходы.
- Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).
- Символическое поле.

Примеры архетипических (инициация) смыслов
Таинственный лес – место посвящения, через него идет дорога в иной мир (Данте, Овидий: вход в Аид «сумерком леса хранимый» и пр.).
Баба Яга – охраняет границу мира живых и мира мертвых, яви и нави, повелительница животных, смерть (инициация смерти).
Избушка на курьих ножках – вход в царство смерти, герой знает «слова», чтобы войти, т.е.он знает, зачем идет в иной мир. За это он бывает награжден волшебными дарами.
Запретный чулан – детское (родительское) табуирование и преодоление его (как индивидуация).
Мнимое умирание (сжигание – очищение, чистилище, заглатывание, разрубание на части, живая и мертвая вода ) – отработка страха смерти, инициация взросления.
Дракон – внутренняя сила.
Птица – внутренняя свобода, способность мечтать, «взлетать» над обыденностью, быть свободным от правил, норм, границ и т.п.
Конь – внутренняя гармония, чувство прекрасного внутри каждого человека, умение видеть красоту в окружающем мире.
Кощей Бессмертный – страх смерти (поэтому он бессмертен).
Превращение - метаморфоза, трансформация личности как переход на более высокий уровень развития, не имеющий возможности возвращения назад, необратимое изменение.
Оборотничество – возможность использовать свои сильные (добрые) или слабые (злые) качества в сложных жизненных ситуациях, пример того, как способность может стать дезадаптивным, разрушающим личность паттерном.
Змея – мудрость, причем изначальная, древняя, непостижимая разумом, архетипический уровень решения проблем, внутренняя гибкость, пластичность, способность к изменению и трансформации.

Источник: Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации

 

Это интересно

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.